|
Б. Эйхенбаум
Пушкин, Тютчев, Лермонтов.
Юный Пушкин подвергается сложному воздействию со стороны лирики XVIII-го и начала XIX-го века — в том числе воздействию и со стороны лирики Жуковского. Некрасов писал Тургеневу (30 июня 1855 г.): „нельзя не заметить, что многие послания и некоторые лицейские годовщины Пушкина вышли прямо из посланий Жуковского. Пушкин брал у него — иную мысль, иной мотив и даже иногда выражение!" Воздействие это заметно именно в стихах 1816—20 гг. и сказывается, между прочим, в усвоении мелодической манеры Жуковского — строить стихотворение на основе вопросительной интонации. Среди стихотворений 1816 г. отметим: „Певец", „К ней", „Послание к князю А. М. Горчакову", „Наслаждение", „Окно", „Месяц".
Стихотворение „Певец" примыкает к тому типу „романсов" или „песен", о котором была речь выше. Особенность его схемы в том, что рефреном служит повторение начальных слов, так что каждая строфа получает вид кольца. Кольцо это не только чисто-синтаксическое, но и мелодическое: каждая строфа делится на две части, из которых первая развивает вопросительную интонацию нисходящего типа (т. е. с вершиной вначале), а вторая — восходящего, как бы замыкая интонационное кольцо.
Слыхали-ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
| |