Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваЧетверг, 22.08.2019, 10:54



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Сергей Маковский

 

Биография

 
СЕРГЕЙ МАКОВСКИЙ [15 (27) августа 1877, Петербург — 13 мая 1962, Париж], российский искусствовед, поэт, редактор журналов. Сын художника К. Е. Маковского.

Родился в семье известного художника. Его сестра Елена Константиновна Лукш-Маковская (1878-1967) стала известным скульптором, работала в Вене и Германии, оставила мемуары.

Учился в Александровском лицее, в гимназии Я. Г. Гуревича (окончил в 1896). С молодости интересовался искусством. Пребывания за границей расширяли его кругозор, что дополнялось чтением на нескольких языках и знакомством с известными деятелями искусства. В доме скрипача Л. С. Ауэра познакомился с Вл. С. Соловьевым. В мемуарах подробно описано совместное их пребывание осенью 1895 в санатории Рауха в Финляндии. Необыкновенная образованность Маковского и его сестры описана в книге Г. Брандеса «Страны и люди». Несмотря на гуманитарные интересы, учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (окончил в 1900), вольнослушателем посещал юридический факультет. Некоторое время состоял на государственной службе. В 1895 познакомился с одним из первых русских символистов А. М. Добролюбовым, приятельствовал с Ив. Коневским (И. И. Ореусом), рано погибшим поэтом-символистом.

Деятельность критика начал статьей в журнале «Мир божий» «В. М. Васнецов и Владимирский собор» (1898). С осени того же года участвовал в собраниях «Мира искусства», хотя его статья о живописи А. Беклина была одноименным журналом отвергнута.

В 1905 стал одним из организаторов издательства «Содружество», в 1907 был среди основателей журнала «Старые годы». В 1908 руководил русским отделом выставки этого журнала, в 1909 устроил большую выставку «Салон», в 1910 организовывал русский отдел на международной выставке в Брюсселе и выставку «Мира искусства» в Париже, в 1912 — выставку «Сто лет французской живописи» в Петербурге, в 1914 редактировал журнал «Русская икона». Вся эта обширная деятельность стала возможной благодаря большой эрудиции, широким связям и активности молодого искусствоведа и поэта.

Первое «Собрание стихов» Маковского (1905) заслужило одобрительные отзывы, в частности В. Я. Брюсова. Однако ослабление лирического начала, сухость и немузыкальность стихов Маковского вызывали раздраженные слова даже у доброжелательных современников.

Пристальный интерес к современному русскому и западному искусству, точно и резко сформулированные принципы отвержения искусства «передвижников» и академической живописи конца 19 в., тонкий анализ живописной природы творчества самых различных художников позволили Маковскому стать одним из самых заметных и авторитетных художественных критиков своего времени.

Особенно закрепилась эта репутация в годы издания журнала «Аполлон» (1909-1917), ставшего во многом эталоном для русского журнала о современном искусстве. В его создании проявилась существенная черта Маковского как организатора. С одной стороны, он сумел найти мецената, крупного промышленника М. К. Ушкова, с другой, привлек к созданию концепции нового издания выдающихся деятелей русской литературы: И.Ф. Анненского, Вяч. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилева, М. А. Волошина, А. Л. Волынского, А. Н. Бенуа. Деятельность «Аполлона» не ограничивалось изданием журнала: в редакции устраивались художественные выставки и музыкальные вечера, проходили собрания «Общества ревнителей художественного слова», издавались книги.

Литературный отдел журнала, начавшийся как орган символистов, все более и более подпадал под влияние «молодой редакции» (Кузмин, Гумилев, А. Н. Толстой, С. А. Ауслендер и др.), что в конечном счете привело к переориентации на творчество поэтов-акмеистов, заявивших о возникновении своего течения в 1913 также со страниц «Аполлона».

Сдержанность и холодность Маковского в роли редактора заставляли некоторых современников относиться к нему достаточно критически. Среди его прозвищ было не только снисходительное французское «papa Maco», но и презрительное «моль в перчатках». Серьезно повредила репутации Маковского как знатока поэзии история Черубины де Габриак: в 1909 начинающая поэтесса Е. И. Дмитриева послала в «Аполлон» свои стихи, которые Маковский отверг; затем через Волошина Дмитриева передала ему другие свои стихи, подписанные вымышленным именем «Черубина де Габриак», Маковский посчитал их шедеврами новой женской поэзии, а их таинственную сочинительницу — красавицей, в которую немедленно влюбился. Раскрытие мистификации было болезненным как для Маковского, так и для Дмитриевой.

После революции 1917 Маковский с женой (с 1910 был женат на М. Э. Рындиной, первой жене В. Ф. Ходасевича) через Крым уехал в Константинополь. С 1920 жил в Праге, продолжая заниматься искусствоведением (в 1922-1925-х гг. в Праге и Берлине вышли три его книги) и организацией выставок. В 1922 он устроил в Праге большую выставку «Искусство и быт Подкарпатской Руси», для которой около года собирал материалы в деревнях чешского Подкарпатья. С 1921 публиковал стихи и статьи в парижских, берлинских, пражских изданиях. В 1925 перебрался в Париж, в 1926-1932-х гг. являлся членом редакции (секретарем и заведующим литературно-художественным отделом) монархической газеты «Возрождение». В литературной жизни русского Парижа принимал мало участия, что отчасти заменялось активностью в масонских кругах.

С послевоенных времен Маковский — одна из наиболее заметных фигур в русской эмигрантской литературе. Он был председателем парижского «Объединения русских писателей» и редактировал сборники «Встреча» (1945, 2 выпуска). В 1949 в Париже было организовано издательство для выпуска поэтических книг «Рифма», и Маковский стал председателем его редакционной коллегии (до конца 1950-х гг. это издательство считалось самым престижным для поэтов русской диаспоры).

Собственные книги стихов успеха не имели, вряд ли случайно очень многое в поэзии 20в. оставалось Маковскому непонятным.

Наибольшим успехом в 1950-е и начале 1960-х гг. пользовались литературно-критические статьи Маковского и воспоминания («Портреты современников», «На Парнасе «Серебряного века»). Первую книгу составили воспоминания о детстве, и о встречах со знаменитыми людьми. Облики поэтов, актеров, художников, организаторов художественной жизни, многие из которых были практически забыты в русской эмиграции, были очерчены с большим мастерством и яркой личностной заинтересованностью. Начиная свои описания с 1880-х гг., воссоздавая дух русской художественной жизни того времени, Маковский выдерживает объективный тон, даже говоря о творчестве своего отца, популярного, но не выдающегося художника. От этой широкой панорамы Маковский переходит к более конкретным воспоминаниям об отдельных фигурах, поражавших его воображение. Еще более отчетливо линия на совмещение изображений знаменитых и мало кому известных людей видна во второй книге воспоминаний. Прославленные Вл. Соловьев, Блок, Гиппиус, Гумилев, Бенуа, Мандельштам, Добужинский соседствуют на страницах книг с почти совсем забытыми в то время Комаровским и Коневским, но именно такое соединение позволяет, не делая попыток создания полноценной истории русской культуры, представить ее как совокупность разнородных творческих устремлений, в конце концов слагающихся в целостную картину.

Эти книги остаются в числе наиболее существенных мемуарных свидетельств о культуре 20 в. Лишь в планах осталась третья книга воспоминаний, куда Маковский хотел включить очерки о Гумилеве, Кузмине, Ходасевиче, Рерихе и др. Из них был завершен и опубликован после смерти автора лишь очерк «Николай Гумилев по личным воспоминаниям», получивший, впрочем, уничижительную оценку А. А. Ахматовой.

Как поэт Маковский почти не оставил следа в истории русской литературы, однако его заслуги как художественного критика, редактора журналов и мемуариста не подлежат сомнению.

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2019
Яндекс.Метрика