|
М. Ф. Пьяных
«Серебряный век» русской поэзии
Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья,— Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Анна Ахматова. «Поэма без героя»
«Серебряным веком» — в сравнении с «золотым», пушкинским,— принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е гг. XIX столетия) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная.
Начиная рассказ о «серебряном веке», хочу уведомить читателей, что я намерен в нем широко цитировать (именно цитировать, а не излагать) высказывания непосредственных участников литературной жизни того времени: Д. Мережковского, Н. Бердяева, А. Блока, К. Чуковского, Г. Федотова, А. Ахматовой, В. Маяковского, Г. Иванова и других, чтобы донести до нынешних читателей их живые голоса, мысли и впечатления, не искаженные пересказом, увидеть поэтов и поэзию той поры не только извне, из нашего времени, но и изнутри, их же глазами. К тому же суждения поэтов, литераторов и философов начала XX века многим до сих пор остаются малоизвестными.
Для понимания поэзии «серебряного века» надо знать особенности ее художественного мировосприятия. Д. С. Мережковский отмечал: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Скачать статью | |