Главная
 
Библиотека поэзии СнегирёваПятница, 29.03.2024, 14:40



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Катарина Кларк


Роль социалистического реализма в советской культуре



        ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Что такое социалистический реализм? Во-первых, это не просто учение. Мы понимаем сейчас, что старый призрак «монолитного коммунизма» не существует, на самом деле коммунизмов много и они разные. И социалистические реализмы тоже разные. В разных странах различные политические партии с отличающимися целями давали социалистическому реализму разные определения.

Даже когда понятие «соцреализм» ограничивают одним значением — официального метода советской литературы, — при внимательном взгляде становится ясно, что среди нескольких канонических его определений нет ни одного, который нельзя было бы изменить или по-иному объяснить. Некоторые установки соцреализма могут быть принципиальными (литература должна быть оптимистичной, доступной массам, партийной), но они все же слишком общие, чтобы стать руководством к реальной художественной практике.

Ответ на вопрос «что такое социалистический реализм?» стоит искать не в теоретических статьях, а в практических примерах. Советские ученые, согласившись с термином, введенным в оборот в 1932 году, ведут о нем споры, отличающиеся высокоакадемическим педантизмом. Так, например, много спорили, какая доза реализма и романтизма допустима в соцреализме1. Но соцреализм за время своего существования развился в литературную практику, имеющую множество правил. Поэтому помимо погружения в схоластические наслоения вокруг вопроса «что есть социалистический реализм?», мы используем сугубо прагматические подходы и определяем соцреализм как каноническую доктрину, опирающуюся на тексты-основоположники.

На сегодняшний день именно роман является наиболее общепринятой формой соцреализма. Хотя правила создания романов были в известной степени заданы сверху, источниками их стоит считать не теоретические установки, а официально признанные «образцовые» тексты. Начиная с 1932 года, когда был организован Союз советских писателей и социалистический реализм провозгласили единственным методом советской литературы, в большинстве официальных высказываний о литературе, в обращениях к съездам писателей постоянно присутствовали списки образцовых произведений, которые должны были направлять писателей в их дальнейшей работе. Каждая новая редакция подобного списка, помимо сочинений классиков соцреализма, включала и недавно вышедшие произведения. Называть их все у нас просто не хватит места, но существует ряд текстов, которые переходят из списка в список столь часто, что можно считать их каноническими. Среди них «Мать» и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Цемент» Ф. Гладкова, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Хождение по мукам» и «Петр Первый» А. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Эти канонические тексты определили лицо советского романа. Включение в списки, являясь своеобразной формой государственной поддержки, давало в то же время мощный стимул для подражания. В начале 1930-х годов литературные организации ориентировали писателей на следование образцам. Мощная материальная поддержка верных режиму писателей в виде дач, домов творчества и т. п. также побуждала творцов принять поощряемые государством произведения за пример для подражания. Другими словами, когда раздавался призыв: «Дайте нам больше героев, подобных X!» (называлось имя какого-нибудь образцового героя), он падал на подготовленную почву.

В итоге работа по писанию романов уподобилась труду, скажем, иконописца в средневековой мастерской. Как иконописец рисовал, постоянно сверяясь с образцом, чтобы соблюсти положенное расположение фигур или колористику, так и советский романист копировал жесты, эмоциональные реакции, поступки героев, символику, использованные в текстах-образцах.

Конечно, советские писатели не списывали с образца характеры или события тютелька в тютельку, но общий сюжет произведения обычно опирался на некие заданные установки. Начиная с середины тридцатых, большинство романов фактически создавалось на основе единого основополагающего сюжета, который, в свою очередь, представлял синтез нескольких официально признанных образцов (преимущественно сюжетов «Матери» и «Цемента»).

Произведения

Статьи

друзья сайта

разное

статистика

Поиск


Snegirev Corp © 2024