Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваПятница, 19.07.2019, 03:27



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы


И. Ф. Анненский

Бальмонт - лирик

                        Статья из "Книги отражений", 1906 г.

I

Среди многообразных особенностей или, может быть, недоразвитостей, а
иногда и искажений нашей духовной природы, которыми мы обязаны русской
истории, меня всегда занимала одна - узость нашего взгляда на слово. Нас и
до сих пор еще несколько смущает оригинальность, и тем более смелость
русского слова, даже в тех случаях, когда мы чувствуем за ней несомненную
красоту. Мы слишком привыкли смотреть на слово сверху вниз, как на нечто
бесцветно-служилое, точно бы это была какая-нибудь стенография или
эсперанто, а не эстетически ценное явление из области древнейшего и
тончайшего из искусств, где живут мировые типы со всей красотой их
эмоционального и живописного выражения.

Наследье аскетов, взгляд на телесную оболочку лишь с точки зрения ее
греховного соблазна и бренности, аналогически переносится нами и на слово -
исконного слугу мысли.

Слово остается для нас явлением низшего порядка, которое живет
исключительно отраженным светом; ему дозволяется, положим, побрякивать в
стишках, но этим и должна исчерпываться его музыкальная потенция. Если в
стихах дозволительны и даже желательны украшения, то все же, помня свой
литературный ранг, они должны оставлять идею легко переводимою на обыденный,
служилый волапюк, который почему-то считается привилегированным выразителем
мира, не корреспондирующего с внешним непосредственно.

И главное при этом - ранжир и нивелировка. Для науки все богатство, вся
гибкость нашего духовного мира; здравый смысл может уверять, что земля
неподвижна - наука ему не поверит; для слова же, т. е. поэзии, за глаза
довольно и здравого смысла - здесь он верховный судья, и решения его
никакому обжалованью не подлежат. Поэтическое слово не смеет быть той
капризной струей крови, которая греет и розовит мою руку: оно должно быть
той рукавицей, которая напяливается на все ручные кисти, не подходя ни к
одной. Вы чувствуете, что горячая струя, питая руку, напишет тонкую поэму,
нет, - надевайте непременно рукавицу, потому что в ней можно писать только
аршинными буквами, которые будут видны всем, пусть в них и не будет видно
вашего почерка, т. е. вашего я.

 
Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2019
Яндекс.Метрика