Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваВторник, 23.07.2019, 21:16



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы


Дмитрий Кравчук

 

Как добиться популярности и завоевать читателей

Сегодня поговорим на тему, которая интересует всех авторов без исключения. Как добиться популярности на литературном сайте, в интернете, в оффлайне и стать известным писателем? На эти непростые вопросы я постараюсь дать простые и понятные ответы.

Возможно ли это? Отчего же нет. В прошлом веке в Америке был такой писатель – Дейл Карнеги, автор нескольких бестселлеров «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», «Как превратить свои мысли в деньги», «Как перестать беспокоиться и начать жить», и так далее. Секрет его популярности заключался в том, что он давал людям простые ответы на сложные вопросы, и конкретные рецепты действий. Сегодня я готов последовать его методу. Действительно, жизнь не так уж сложна, какой может показаться с первого взгляда. Вы хотите добиться популярности? Нет проблем. У меня достаточно часто спрашивали, как это сделать, я отвечал, и теперь готов сформулировать ответ сразу для всех и в общем виде.

Итак, начнем с того, чего же вы собственно хотите. В работе на свою популярность есть два ключевых и противоположных по своей сути процесса. Между ними очень тонкая грань, иногда и не заметишь, как один процесс переходит в другой. Но все же их необходимо научиться отличать. И только после этого вы сможете обрести популярность и реальную власть над своими читателями.

Первый из процессов – это удовлетворение общественных потребностей общества в литературных продуктах. Нашим людям нужны телесериалы? Нужны простые и понятные детективы, в которых не нужно думать и красиво стреляют? Нужны песни с несложными рифмами вроде «танцуешь» - «целуешь», «обнимаешь» - «прижимаешь» и так далее? Пожалуйста! Только не нужно говорить, что это что-то такое, что недостойно настоящего поэта или писателя. Настоящий (профессиональный) поэт, писатель или сценарист получает за это зарплату. А если он не получает зарплату за свой интеллектуальный труд – значит, он не профессионал, а всего лишь любитель. Вот и вся разница. Не существует графоманов и «настоящих писателей и поэтов», хороших авторов или плохих. Все эти оценки субъективны и зависят от точки зрения оценивающего. Единственное, что существует в объективной реальности – это авторы, востребованные своими читателями, и невостребованные.

И второй процесс – это, собственно, изменение вкусов той самой публики, на которую работает автор, не подчинение ее социальному заказу, а наоборот, навязывание собственных вкусов. И чем более популярен автор, тем в большей степени он может оказывать влияние на вкусы своей аудитории. В то время как популярен он зачастую потому, что соответствует идеалам своих читателей. Замкнутый круг? Попробуем его разомкнуть.

Опять же, есть два пути. Первый – это пойти в профессиональную литературу. Ни для кого уже не секрет, что «профессиональное искусство» в наше время – это «фабрика грез». Уместно сравнение именно с фабрикой, с технологичным производством. Как рождается книга? Если раньше талантливый автор, написав роман и по счастливому стечению обстоятельств нашедший издателя, становился знаменитым писателем, то сейчас совсем наоборот. Издатель – это компания, в которую вложили свои деньги инвесторы, и соответственно, эти деньги нужно «отбить». Для этого издатель заранее придумывает имена известных авторов – свои «торговые марки». Скажем, Александр Маринин (по понятным причинам я не могу приводить в качестве примера конкретные бренды). Такой человек может существовать или не существовать в природе, это не важно. Главное – существует его образ, который принадлежит издательству. У издательства есть маркетинговый план: скажем, в третьем квартале выпустить два новых детектива по столько-то страниц. План просчитан с точностью до отпускной цены и прибыли, остается эти книжки только написать и напечатать. Для этого приглашается менеджер проекта, который обычно и исполняет роль «лица» бренда, разрабатывающий сюжетную линию и придумывающий героев. Сам текст пишут так называемые «литературные негры», обычно несколько человек параллельно, чтобы получалось быстрее. После обработки литературным редактором все это подбивается к единому стилю, и новенький шедевр сходит с конвейера. Аналогичная ситуация с поэзией, которая теперь обслуживает поп-музыку, с той лишь разницей, что тексты песен короче и их может написать один человек.

Разумеется, необходимо сделать оговорку, что мы сейчас говорим о массовой культуре. Популярность в узком кругу литературоведов не обсуждаем, так как это собственно и не популярность, это нечто другое – признание, уровень мастерства. В то время как понятие «популярность» характеризуется достаточно простым и объективным показателем: сколько человек, услышав ваше имя, могут сопоставить его с вашим творчеством. Это популярность, выраженная в абсолютных единицах. Можно измерять и «относительную популярность» - какой процент из вашей потенциальной аудитории знаком с вашим творчеством. Для ее расчета важно правильно выбрать потенциальную аудиторию. Скажем, если вы бренчите на гитаре бард-рок, то опрос нужно проводить среди людей, интересующихся этим музыкальным направлением.

Что же нужно сделать, чтобы добиваться популярности по первому пути, то есть через профессиональную литературу? Либо устроиться «разнорабочим» на «фабрику грез» и постепенно продвигать свою карьеру, либо пытаться построить свой собственный «завод». Для успеха предприятия необходимо изучить конъюктуру – чего же хочет современный читатель, и попытаться его понять, и только после этого писать произведения. Также придется освоить и реалии рынка, будет ли ваше производство рентабельным. В условиях жесткой конкуренции выживает сильнейший. Понятное дело, что построить завод по производству автомобилей «на коленке» не совсем реально.

Есть и второй путь. Сначала написать произведения, которые рождаются из глубины души, от желания высказаться, а потом пытаться найти аудиторию, которой бы они понравились. Этим путем, надо понимать, и идет большинство авторов наших серверов. Это тоже вариант. Я ничего не имею против того, что эти писатели и поэты не задумались прежде, чем писать, интересно ли это читателю. Это сделать никогда не поздно. В конце концов, наверняка они кому-нибудь и нужны. Вопрос только кому, какова по размеру эта потенциальная аудитория, которой, извините за конкретику, можно «втюхать» свое творчество. Давайте уж между нами, писателями и поэтами, говорить прямо и откровенно, без реверансов, в своем кругу будем немножко циничными, как врачи. Мы ведь хотим открыть для себя секрет популярности? А читатели эту статью не прочтут и о наших «белых нитках» ничего не узнают.

А секрет этот очень простой. Для того, чтобы «втюхать» свое творчество как можно большему количеству людей, нужно его втюхивать, втюхивать и втюхивать. И не ждать, что читатели придут сами, случайно или по волшебному стечению обстоятельств, воскликнут «как гениально!», станут навсегда вашими поклонниками и расскажут о вас всем своим друзьям. Это самая большая ошибка. Какой бы на самом деле глубокий и гениальный писатель или поэт вы ни были, этого не произойдет. Не бегает ни за кем современный читатель. Мы живем в 21 веке, и информационные потоки, льющиеся на каждого человека, настолько мощные, что только и успевай отбиваться от ненужной информации. Поэтому вам может помочь только активная жизненная позиция. Мы ведь говорим про «второй вариант» - когда не вы подстраиваетесь под читателя, а хотите навязать ему уже готовое произведение и собственные вкусы. Так что если будете это делать недостаточно активно, то свои вкусы вашему читателю навяжет кто-нибудь другой.

Поэтому единственный адекватный механизм для проведения ваших идей в жизнь – это реклама. Вы написали произведение? Замечательно, но вы сделали только половину дела. Вторую половину – продвинуть его к читателю, за вас тоже никто не сделает. Открою маленький секрет: именно вторая половина – главная, а не первая. Само произведение вторично. Продвинуть можно все, что угодно. Нет произведений хороших или плохих. Есть хорошо продвинутые, вокруг которых сформирован имидж престижных вещей, и есть те, о которых никто не знает. И даже если ваш читатель прочитает текст и ничего не поймет, он никогда не признается об этом своим друзьям; если все вокруг говорят «да, это вещь», то он будет говорить точно так же.

На наших сайтах созданы все необходимые механизмы для рекламного продвижения произведений. В основном реклама, конечно, платная, что вполне естественно: для того, чтобы чего-то достичь, надо сначала что-то вложить, так в любом деле. Но не подумайте, что этой статьей я всего лишь хочу сказать «несите деньги, и все будет». Отнюдь нет. На наших серверах создана уникальная система призовых баллов: проявив определенную активность, можно накопить призовые баллы и приобрести за них рекламу, не платя денег. То есть два альтернативных способа: вы можете вложить в свою раскрутку либо деньги, либо свое время и активность, кому что удобнее и проще.

А реклама – это почти наука. Есть вполне научные теории маркетинга. Я рассмотрю в пределах этой статьи небольшой отрывок из этой теории применительно к литературе – просто для того, чтобы проиллюстрировать тезис о том, что можно действовать по науке и добиваться вполне устойчивых результатов. Итак, есть такое понятие, как «пирамида готовности аудитории» приобретать тот или иной продукт. В нашем случае это будет готовность аудитории воспринимать автора. Различают следующие ступени: незнание, осведомленность, знание, благорасположение и предпочтение.

Вы новый автор, допустим, вас зовут Василий Пупкин, написали произведение и сначала о вас, разумеется, никто не знает. Фаза осведомленности подразумевает, что читатели слышали имя Василий Пупкин. А фаза «знания» – что читатели знают, о чем вы пишете. Как этого добиться? В общем виде – оказывать постоянное рекламное воздействие на аудиторию, и чем больше рекламы, тем быстрее будете шагать по ступеням. Только содержание рекламы в зависимости от ступени должно быть разным, поэтому перешагнуть сразу через две, к сожалению, не получится. Например, чтобы читатели лучше всего запомнили ваше имя (и, соответственно, перейти на ступень осведомленности), лучше всего подойдет статья в МК «писатель Василий Пупкин разыскивается за двойное убийство и изнасилование». Или можно просто устроить скандал. Когда читатели выучат ваше имя, можно будет переходить на ступень «знания»: заманить прочитать свое произведение какой-нибудь интригой, например, проанонсировав, что в своем новом романе вы рассказали о тайной любовнице президента. Без жареных фактов вас, к сожалению, не заметят, сочтут очередной серостью, и ничего тут не поделаешь. Если вы надеетесь удивить читателя «настоящим талантом», то лучше избавьтесь от бесполезных надежд. Свой талант вы сможете раскрыть чуть позже, сначала нужно, чтобы вас элементарно захотели прочитать. Иначе и не стоит метать бисер.

Однако если о вас уже знают и вы хотите перейти на ступень благорасположения, то эти способы не годятся. Здесь уже никаких скандалов, работа должна идти только на благоприятный имидж. Важно не делать ничего такого, что могло бы вызвать отрицательную реакцию у читателя, не спугнуть. Просто крутите и крутите рекламу, как в метрополитене «Александра Маринина выпустила новый детектив». О вас уже слышали, заинтересуются, прочитают, и если в тексте не содержится ничего такого, что взбесит читателя, если ваш текст хоть как-то можно читать, то наверняка кому-нибудь да и понравится. Ну а дальше, со ступенью «предпочтения» еще проще. Просто задавите аудиторию своей рекламой, чтобы она не сомневалась, что кроме вас больше нет современных поэтов или писателей. В общем-то, на самом деле нужно сделать всего лишь половину от общего объема работ, дальше все пойдет само, как неуправляемая термоядерная реакция. Как говорят: первую половину пути писатель работает на свою популярность, а вторую половину популярность работает на него. На новогоднем «Огоньке» все равно будут Алла Пугачева и Филипп Киркоров, чтобы они там ни пели и как бы себя ни вели. Точно так же и вам – сначала нужно стать звездой. А потом уже только вас все и будут читать. Тогда-то вы по-настоящему и сможете раскрыть свой талант и сказать своей аудитории все, что хотели ей сказать. Только на этой ступени вы получите свободу действий и сможете управлять вкусами читателей.

Как видите, это не физика, это совсем не сложная наука. Но она стоит того, чтобы заниматься экспериментами и теорией. Если повезет – можно много чего добиться. Разумеется, в столь короткой статье все основы были затронуты слишком поверхностно.

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2019
Яндекс.Метрика