|
Алла Демидова
Бегущая строка памяти
"...Судьба подарила мне встречи со многими людьми, но моя эгоистическая память фиксировала только то, что касалось меня. Обычно осуждают людей, которые пишут "я и...". А как же по- другому? Ведь это пишу я..."
"Бегущая строка памяти" - автобиографическая проза Аллы Демидовой. На страницах этой книги мы встретимся с Юрием Любимовым, Иннокентием Смоктуновским, Владимиром Высоцким, Анатолием Эфросом, Андреем Тарковским, Иосифом Бродским, Ларисой Шепитько, Антуаном Витезом...
Оглавление
Бегущая строка памяти Вступление О СВОЙСТВАХ ПАМЯТИ ВЫСОЦКИЙ ИЗ ДНЕВНИКОВ 1974 год 1975 год 1980 год ПЕРВОЕ ПАРИЖСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ И МЫСЛИ В СВЯЗИ С ЭТИМ НЕБОЛЬШАЯ ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА НЕМНОГО ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИЗ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ СМОКТУНОВСКИЙ 1985 год О ДВУХ РЕАЛЬНОСТЯХ СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ
Вступление
О СВОЙСТВАХ ПАМЯТИ
Что такое память?.. Сегодня ночью я читала "Полторы комнаты" Бродского. Он вспоминает о ленинградской квартире, где жил с родителями, и пишет, что образы прошлого всплывают в сознании картинками. Но: свои воспоминания Бродский записывает как литератор - предложения у него длинные, иногда переходящие в фило- софские размышления. Поэтому картинка возникает только тогда, когда он передает какую-то одну запомнившуюся реплику.
Ну, например, они с отцом звали мать между собой "Киса", "Муся". Ей это не нравилось, а они выражали свои эмоции кошачьими междометиями: "мяу", "мурмяу"... и в конце концов она привыкла и стала откликаться. От этого "мурмяу" - ассоциативно - у меня возникла картинка их быта, ведь "мяу - кур-нау" присутствует и в нашей семье, поскольку рядом - животные.
А накануне я прочитала изданные дневники Золотухина - "На плахе Таганки". Это воспоминания совсем другого рода. Он писал по принципу "Что вижу, о том пою". Я как-то заглянула в его тетрадь во время репетиций, думая, что он записывает замечания Любимова, а на самом деле он писал: "Вошла Демидова. Села рядом". Он это делал не для фиксации факта, а для разбега руки, потому что все время хотел писать, и, надо сказать, ему это удавалось. Даже в дневниковых записях, когда он набирает разбег и попадает в какую-то "жилу" - он ее разрабатывает, и получается отдельный литературный рассказ.
У меня... с памятью плохо. События налезают друг на друга, и я не запоминаю последовательности. Я забываю имена, цифры, рассказанные кем-то анекдоты, плохо запоминаю лица. Память держит только тексты пьес и стихи. Тексты пьес я вспоминаю по мизансценам, если прохожу их мысленно. Стихи же можно уло- жить в "быструю" и "дальнюю" память. Быстрая нужна, когда необходимо запомнить текст для кино или телевидения, а когда читаю стихи на эстраде, то запоминаю их как роли, то есть перекладываю слова на образы или цвета, а лучше - на мысленные цветные картинки.
Иногда я не понимаю, для чего всю жизнь много читаю, ибо все прочитанное быстро забываю или присваиваю, причем присваиваю как собственное знание. Думаю, причина этого в актерской профессии, когда присваиваешь текст роли, чужой характер, привычки, судьбу, наконец. Наверное, любое знание, перерабатываясь, присваивается. Гёте в разговоре с Эккерманом заметил (когда англичане обвиняли Байрона в плагиате): "Что я написал - то мое, вот что он (Байрон. - А.Д.) должен бы им сказать, а откуда я это взял, из жизни или из книги, никого не касается, важно - что я хорошо управился с материалом!"
Скачать книгу | |