РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
под редакцией профессора В. И. Максимова
Учебник в развернутом виде представляет теоретический материал, очерченный программой, имеет практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения. К каждой главе приложены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
Предназначен для студентов высших учебных заведений.
Предназначен для студентов высших учебных заведений.
СодержаниеПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
§ 1. ЯЗЫК И РЕЧЬЯзык и сопредельные с ним понятия
Речь, ее особенности
Структура речевой коммуникации
Речь и взаимопонимание§ 2. РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИОсобенности речи в межличностном общении
Фатическая и информативная речь
Речь и самораскрытие
Речь и самооценка
Роль слушающего§ 3. РЕЧЬ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИОсобенности речевого поведения в социально ориентированном общении
Речь и социализация
Речь как средство утверждения социального статуса
Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникацииКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
§ 1. ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧИ
§ 2. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИОбщая характеристика форм речи
Устная речь
Письменная речь§ 3. ДИАЛОГ И МОНОЛОГДиалог
Монолог§ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИОписание
Повествование
Рассуждение§ 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИОбщая характеристика стилей
Научный стиль
Официально-деловой стиль.
Газетно-публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорно-обиходный стильКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА III ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ
§ 1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКИЙ ПРОЗЫСодержание и композиция
Информационное обеспечение выступления
Контакт с аудиторией
Коммуникативное состояние говорящего
Контактоустанавливающие речевые действия
Диалогизация выступления
Синтаксические особенности
Лексические особенности
Личностный тип общения§ 2. ЛОГИКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА РЕЧИПравила построения ораторской речи
Логические законы
Этика ораторского выступления
Эстетические качества речиКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА IV ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРАПонятие спора
Дискуссия
Полемика
Стратегия и тактика спора§ 2. ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРАВопросно-ответный комплекс
Аргументация
Логические уловки в споре§ 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРАОбщая характеристика социально-психологических аспектов спора
Физическое благополучие
Экономические и социальные интересы
Чувство собственного достоинства
Справедливость и право
Развлечение и играКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА V ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ.
ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР§ 1. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНО-ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯКоммуникация в организациях
Требования к речевой коммуникации в деловой среде§ 2. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДАЦели и задачи деловой беседы
Роль вопросов в деловой беседе
Виды деловых бесед
Структурная организация беседы§ 3. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕФакторы успеха в проведении делового совещания
Виды деловых совещаний
Дискуссия
Мозговой штурм§ 4. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОРОсобенности телефонной коммуникации
Телефонный этикетКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА VI РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
§ 1. ТИПИЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИПонятие типичной коммуникативной ситуации
Установление (поддержание) деловых контактов§ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВПостановка цели деловых контактов
Отбор и систематизация актуальной информации
Стратегия и тактика переговоров§ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕГОВОРОВ
Этапы деловых переговоров§ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВПонятие контроля
Анализ типичных ситуаций деловой коммуникации
Оценка результатов деловой коммуникации
Уточнение и корректировка планов и программКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА VII ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В КОММУНИКАЦИИ§ 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМИРОВАНИЯМетоды передачи сообщений
Телефакс
Факс-модем
Сканер
Электронная почта
Телеконференция
Пейджер
«Персональный электронный секретарь»§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБСУЖДЕНИЯТелефон
Сотовый телефон
Средства коллективной работы в компьютерных сетях§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕМОНСТРАЦИИКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА VIII ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КАМЕРОЙ
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ РАДИО- И ТЕЛЕВЕЩАНИЯАудитория радио- и телевещания
Образ выступающего§2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИО- И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕЧИ.Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность
Принцип разговорности
Принцип диалогизации
Принцип интимизации
Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия§ 3. ТЕЛЕИНТЕРВЬЮФазы телеинтервью
Типы телеинтервью
Тактики речевого поведения интервьюируемого
Качество речи интервьюируемого§ 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ И ТЕЛЕКАМЕРОЙПоведение на радио
Поведение на телевиденииКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА IX КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
§ 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫПроизношение звуков и их комбинации
Колебания в ударении
Стили произношения§ 2. ДИКЦИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕЧего не хватает нашей речи
Звучность голоса
Нормальный темп
Высота голоса
Тембр
Артикуляция
Выразительность чтения§ 3. НОВЫЕ СЛОВА И ТРУДНОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯСемантика
Трансформация значений
Заимствование
Изменение сферы употребления слов
Сочетаемость с другими словами
За рамками литературного употребления§ 4. НОВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕРождение новой фразеологии
Использование «крылатых» слов§ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫМорфологические нормы
Синтаксические нормы§ 6. ПРАВОПИСАНИЕИз истории правописания
Необходимость новой редакции правил правописания
Ожидаемые орфографические новшества
Пресса и орфографияКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАГЛАВА Х СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
§ 1. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯРеквизиты
Основные виды управленческих документов§ 2. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯОбщие сведения
Простые деловые письма
Контрактные документы§ 3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАКоммерческая тайна
Типичные ошибкиКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЕАННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ
Аннотирование
Реферирование