Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваСреда, 13.12.2017, 16:12



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Т. Л. Александрова

 

Неугасимая лампада

Антология русской религиозно-философской поэзии.

Памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима

 

Предисловие

Настоящая книга необычна по своему составу и замыслу. Она включает лирические стихотворения русских поэтов, посвященные теме веры и молитвы. Долгие годы эта сторона творчества классиков русской литературы замалчивалась, оставалась без внимания - причем отнюдь не только в годы воинствующего безбожия.

Последние три века русской истории, начиная с реформ Петра I, именуемого Великим, были тяжелым периодом для русской Церкви и русского общества в целом. В XVIII в. привилегированная его часть обратилась к ценностям, чуждым русскому национальному духу. Идеи секуляризма, бездуховности, меркантилизма, ранее распространившиеся на Западе, пришли в Россию. Представители дворянского сословия, по изначальному своему статусу призванного защищать Отечество, оторванные от корней и чуждые родной культуре, всячески способствовали расшатыванию устоев государства. Трагедия 1917 г. была закономерным следствием политики, проводившейся на протяжении двух предшествовавших столетий. Однако основы, заложенные Церковью еще в Древней Руси, оказалось не так легко разрушить. Люди, мыслившие глубоко и самостоятельно, всегда понимали опасность, которую таило в себе слепое подражание Европе.

В ситуации, когда возможности Церкви были ограничены, особенно возросла роль русской литературы. Искание правды, пробуждение в душах совести, добрых, нравственных чувств были основной отличительной особенностью древнерусской словесности. XVIII век был временем, когда русские писатели осваивали внешние, формальные приемы европейской литературы. XIX век стал временем синтеза, давшего блестящие результаты и поставившего русскую литературу в ряд самых могучих в мире: высокое содержание облекалось в изысканные формы и потому запечатлевалось в душах навеки.

Лирическая поэзия выражает наиболее сокровенные человеческие чувства, в стихах поэт до самых глубин открывает свою душу. Может быть, поэтому, обращаясь к молитве, человек постепенно теряет потребность в лирических излияниях - молитва вытесняет страстные чувства, составляющие содержание лирики. Опыт подвижников библейского и христианского Востока в большинстве случаев не облекался в слова - и лишь единичные духовные писатели, достигшие святости, дерзали открыть постороннему взгляду мир своих глубоких духовных переживаний. Несравненный образец такой духовной лирики являет собой Псалтирь. Из христианских авторов в IV в. стихи писал святой архиепископ Константинопольский Григорий Богослов, позднее, в XI в. в стихотворную форму заключал свои откровения еще один подвижник, заслуживший титулование Богослова - преподобный Симеон Новый Богослов. Особый тип поэзии представляет собой церковная гимнография - торжественные песнопения, отражающие универсальные чувства, которыми должен проникаться молящийся человек.

Но это - высоты духа, удел святых. Русские писатели, даже гениально одаренные литературно, - с духовной точки зрения были обычными людьми, и переживания, которые ими владели, были душевными, а не духовными. Но религиозное чувство так или иначе было развито почти у всех, и, не дорастая до высокого безмолвия, выражалось в искренних словах. Стихотворение о молитве - еще не молитва, но отражение того настроения, в котором человек готов молиться. Как камертон, оно настраивает душу на молитвенный лад. Этим русская религиозная поэзия особенно ценна для нас, людей новейшего времени, в духовном отношении немощных и несовершенных.

В эту книгу были собраны не просто "стихотворения на религиозные темы". Это не переложения псалмов, не обработки библейских сюжетов - такого рода подборки уже выходили в последние годы. Но ведь можно писать о Христе, и не имея личной веры. Специфика замысла настоящего издания в том, что поэтические произведения даются в тесной связи с биографиями их авторов, как иллюстрации к ним. Далеко не все поэты оставались верующими людьми на протяжении всей жизни. Путь многих был противоречив и неоднозначен. Неоднозначно и отношение к ним верующих читателей. Но произведения их с неоспоримой искренностью свидетельствуют о том, что если не твердая, неизменная вера, то, по крайней мере, приливы религиозного чувства были им свойственны. А потому мы не вправе судить об итогах их духовного пути - быть может тот, кто известен как "атеист" и "богоборец", в свои последние минуты, как некогда, из глубины души воззвал ко Господу - и вошел в плеяду людей творчества глубоко церковных.

В самом начале прошлого, XX в., вышла книга критика А. Волынского под названием "Борьба за идеализм". Автор ратовал за религиозность в искусстве - и в то же время сурово критиковал современных ему поэтов, писавших о Боге. По мнению критика, чтобы браться за такие темы, нужно было "обладать мощью Гете". Для нас такая точка зрения неприемлема. Писать о Боге лучше получается у того, для кого Бог - не абстракция, кто чувствует Его близким себе. И нередко случается, что стихотворение мало кому известного поэта по силе и глубине не уступает шедевру гения - особенно если автор лично столкнулся в жизни с горем и черпал в вере силы перенести его.

Надеемся, что предлагаемая подборка стихов пойдет на пользу и людям церковным, и тем, кто ищет пути к вере. Надеемся и на то, что читатели откроют для себя многие новые имена и в новом свете увидят личности тех, чьи произведения неотъемлемы от русской духовной культуры и сопутствуют всем нам с детства.

Митрополит Волоколамский и Юрьевский
ПИТИРИМ

 

"И в Духа Святаго, Господа Животворящего…" Духом этим наполнен был русский девятнадцатый век (даже когда бунтовал). Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, совести и покаяния - это и животворило его.
Борис Зайцев

 

Скачать книгу

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2017
Яндекс.Метрика