Главная
 
Библиотека поэзии СнегирёваСуббота, 20.04.2024, 09:54



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Пролеткульт



("Пролетарская культура") – культурно-просветит. организация пролет. самодеятельности в различных областях искусства (литература, театр, музыка, изобразит, иск-во) и науки. Создан в Петрограде в сент. 1917. Существовал до 1932. Гл. идеологами П. были Богданов, П. И. Лебедев-Полянский. В публиковавшейся в журн. "Пролет. культура" "Тектологии" Богданова и его статьях выдвигалась программа выработки в "лабораторных" условиях "чистой" пролет. культуры, создания "однородного коллективного сознания", излагалась концепция иск-ва, в к-рой материалистич. теория отражения была заменена "строительным" "организационным принципом". Эти идеи Богданова нашли отражение в осн. документах и уставе П., где утверждалась автономия П. от партии и Сов. гос-ва, независимость "чистой" пролет. культуры от культуры прошлого, отрицалась преемственность культуры.

Платформа П. была подвергнута критике Лениным в речи на 3-м съезде РКСМ (2 окт. 1920) и в проекте резолюции "О пролет. культуре", составленной Лениным (8 окт. 1920) для 1-го съезда П., где Ленин указывал на необходимость критич. переработки всей культуры прошлого, отвергалась попытка выдумывать особую пролет. культуру и замыкаться в обособленные от Сов. власти и РКП(б) организации (см. Соч., т. 31, с. 291–92). В письме ЦК РКП(б) от 1 дек. 1920 "О пролеткультах" говорилось, что под видом "пролет. культуры" рабочим преподносились махистские взгляды в философии (см. Махизм), а в области иск-ва прививались извращенные вкусы. Наряду с этим в письме подчеркивалось, что "ЦК ... не хочет связывать инициативу рабочей интеллигенции в области художественного творчества" ("Правда", 1920, 1 дек., с. 1).

Ленинская критика П., письмо ЦК РКП(б) нашли активную поддержку среди членов П. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 22 нояб. 1921 подчеркивалось, что письмо ЦК РКП(б) 1920 относилось к "ничтожным по числу элементам, которые теперь открыто обнаружили себя в особой платформе т.н. "коллективистов" и против которых, как показывает почти годовой опыт, выступает подавляющее большинство работников в Пролеткультах" ("Вопр. истории КПСС", 1958, No 1, с. 38).

27 сент. 1922 Ленин в письме в "Правду" подверг резкой критике статью нового председателя П. (с 1920) В. Ф. Плетнева за грубые теоретич. ошибки и "... фальсификацию исторического материализма" (Соч., т. 35, с. 475).

В дальнейшем местные организации П. в большей мере согласовывали свою практич. культурно-просвет. деятельность с сов. и партийными органами. В решении ΑΠΟ ЦК в 1928 отмечалось, что "ложные тенденции (богдановщина), которые клались в основу организации Пролеткульта, в настоящее время никем из руководителей Пролеткульта не поддерживаются и никакого влияния на содержание работы не оказывают" ("Изв. ЦК ВКП(б)", No 16–17, 25 мая 1928, с. 14).

Лит.: Ленин В. И., Маленькая картинка для выяснения больших вопросов, Соч., 4 изд., т. 28; Горбунов В. В., Борьба В. И. Ленина с сепаратистскими устремлениями П., "Вопр. истории КПСС", 1958, No l; Денисова Л. Ф., В. И. Ленин и П., "ВФ", 1964, No 4.

А. Пухов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 
ПРОЛЕТКУЛЬТ

ПРОЛЕТКУЛЬТ — направление в культуре России первых лет советской власти, развиваемое союзом пролетарских культурно-просветительских организаций. Организационное оформление произошло на 1-й Петроградской конференции 16—19 октября (29 октября—l ноября) 1917 с включением союза в систему Наркомпроса. Пролеткульт имел свои отделения в ряде городов и развернул активную деятельность, в которой попеременно то продуктивно сотрудничал с Наркомпросом, то яростно ему оппонировал. Руководителями и теоретиками пролеткульта были А. А. Богданов, П. И. Лебедев-Полянский, Ф. И. Калинин, В. Ф. Плетнев и др. Пролеткульт стремился создать особую "пролетарскую культуру” на пренебрежительном отношении к культурным ценностям прошлого. Его характерной особенностью было соединение в своих рядах старой интеллигенции и рабочей молодежи. В 1918 было зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-заводских организаций пролеткульта. 1-я Всероссийская конференция пролеткульта (Москва, 15—20 сентября 1918) приняла устав, избрала Центральный комитет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, литературный, издательский, театральный, библиотечный, школьный, клубный, музыкально-вокальный, научный, хозяйственный. К 1919 в пролеткультовском движении участвовало уже ок. 400 тыс. человек. Культурная политика пролеткульта пропагандировалась в журналах "Пролетарская культура”, "Горн”, "Грядущее”, "Зарево заводов”. Задачу воспитания в рабочих массах пролетарской культуры ставила перед собой также организованная Богдановым, ведущим теоретиком пролеткульта, литературная группа "Вперед”. В статье "Методы труда и методы науки” он недвусмысленно писал: "Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития... Эту идею надо последовательно провести во всем изучении, во всем изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется. Тогда царство науки будет завоевано для пролетариата” ("Пролетарская культура”, 1918, № 4, сентябрь).

Теоретические основы и практика пролеткульта оценивались, как правило, в связи с его совпадениями или отклонениями по отношению к официальной доктрине марксизма, что было зафиксировано в проекте резолюции "О пролетарской культуре”, написанным В. И. Лениным для обсуждения в ЦК РКП(б), а также в письме ЦК РКП(б) "О Пролеткультах”, выработанном при его же участии, с разъяснением отношения партии к пролеткульту и критикой ошибок его руководителей.

В 1920 московские поэты В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин, С. А. Обрадович и др. покинули пролеткульт и образовали идеологически близкую группу "Кузница”. Письмо "О Пролеткультах”, опубликованное 1 декабря 1920 в официальной партийной газете "Правда” и воспринятое как руководство к действию, привело к распаду большинства организаций пролеткульта, который в 1925 перешел в ведение профсоюзов, а в 1932 прекратил свое существование. Лит.: Богданов А. А. О пролетарской культуре. 1904—1924. Л., 1924; Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. Сб. ст. М., 1925; Волкова Н. Материалы пролеткульта в ЦГАЛИ.— "Вопросы литературы”, 1958, №1.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 
ПРОЛЕТКУЛЬТ

литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917—20. Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до 400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов П. («Горн» в Москве, «Грядущее» в Петрограде, «Зарево заводов» в Самаре и др.). Организации П. возникли в начале 20-х гг. в Великобритании, Германии, и др., но оказались нежизнеспособными, С П. связана деятельность поэтов: М. П. Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича, А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др. Их творчество, проникнутое революционно-романтическим пафосом, испытало воздействие символистской и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович, Полетаев ушли П. и образовали группу «Кузница».

Деятельность П. отмечена серьезными противоречиями. Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму. Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова, выступавшего в журнале «Пролетарская культура». Возникшая в дореволюционные годы, концепция «чистой» пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями, практически вела к отрицанию связи между социалистической культурой и культурой прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства от крестьянства и интеллигенции. Взгляды Богданова до известной степени разделялись др. руководителями П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым, В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом серьёзных дискуссий в печати. 8 октября 1920 в связи со съездом П., на котором вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил проект резолюции «О пролетарской культуре». По предложению Политбюро ЦК РКП (б) съезд П. принял резолюцию, согласно которой П. входил в Наркомпрос на положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым Наркомпросу РКП (б). В опубликованном в «Правде» 1 декабря 1920 письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретические взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях, о чем свидетельствовала ст. В. Плетнева «На идеологическом фронте» («Правда», 27 сентября 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 291). Коммунистическая партия решительно осудила и отвергла нигилистическое отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что имело важнейшее значение для формирования новой, социалистической культуры. В 20-е гг. П. занимался главным образом театральной и клубной работой. Наиболее заметное явление — 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта, в сб: Историческая наука и некоторые проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая культура, M., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930.

Н. И. Дикушина, Л. К. Швецова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Произведения

Статьи

друзья сайта

разное

статистика

Поиск


Snegirev Corp © 2024