Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваПятница, 18.08.2017, 21:03



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы


Юрий Борев


Эстетика



Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Эстетика» для студентов высших учебных заведений

Москва «Высшая школа» 2002
УДК 7.01
БК 87.8
Б82
Рецензенты:
действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор В.В. Ванслов;
доктор филологических наук, профессор ИЛ. Ильин (ГИТИС);
доктор философских наук Г.В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли);
кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Рахманкулова (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.
Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002


            Оглавление

От автора

Эстетика как наука 12
I. Предмет и задачи эстетики 12
1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира). 12
2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике). 13
3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству). 14
4. Наука — это система (системность эстетических знаний). 14
Главные особенности научной системы: 14
1. Информативная насыщенность 14
2. Теоретичность 15
3. Соподчиненность 15
4. Иерархичность 15
5. Упорядоченность 15
6. Единство (монизм) 15
7. Минимальная достаточность 15
8. Принципиальная разомкнутость 15
9. Независимость 15
5. Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического) 16
II. Проблемное поле эстетики 17
1. Эстетика действительности. 17
1. Эстетика действительности 17
2. Эстетика искусства 17
3. Теоретико-информативная эстетика 18
4. Рецептивная эстетика 18
Главные идеи рецептивной эстетики 18
5. Техническая (индустриальная) эстетика 19
Основные принципы технической эстетики: 19
6. Практическая эстетика 19
Эстетическое отношение к действительности 20
I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира 20
1. Многообразие форм эстетической деятельности 20
2. Соотношение эстетической и художественной деятельности. 21
А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное 21
В). эстетическая деятельность шире художественной - М. Каган 21
Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности 21
Дизайн 23
4. Терминологический аппарат эстетической деятельности. 23
Эстетическое восприятие 23
Эстетическое представление 23
Эстетическое впечатление 23
Эстетический вкус 23
Эстетический идеал 23
Художественная культура общества 24
Эстетическая культура общества 24
II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 24
1. Теоретическая модель эстетического. 24
1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая): 24
II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): 24
III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая): 25
IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): 25
V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое 25
Прекрасное 25
2. Эстетическое как ценность 25
3. Системообразующее значение эстетического. 26
III. Прекрасное — коренная категория эстетики 27
1. Прекрасное в истории эстетики. 27
Древние египтяне 27
Натурфилософы 27
Пифагорейцы 28
Атомисты Левкипп и Демокрит 29
Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.) 29
Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» 30
Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона, 31
Плотин (204—270) оспаривал точку зрения, 31
В Средние века 31
Гуманисты Возрождения 32
Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) 32
Эстетика французских просветителей (XVIII в.) 32
И. Кант (1724-1804) 33
Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода 33
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа 33
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает 34
К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного: 34
Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв. 34
2. Прекрасное и полезное. 34
3. Прекрасное и симметрия 36
4. Прекрасное и деятельность человека. 36
5. Мера. 36
6. Прекрасное в природе. 36
7. Прекрасное в обществе. 37
8. Прекрасное в искусстве. 37
IV. Другие эстетические категории 38
1. Возвышенное. 38
Возвышенное в ИСТОРИИ эстетической мысли 38
Псевдо-Лонгин 38
Эпоха Средневековья 38
Высокий Ренессанс 38
Природа возвышенного 39
Возвышенное в обществе 40
Возвышенное в искусстве 40
В Средние века 40
Эпоха Возрождения 41
В искусстве Нового времени 41
2. Трагическое. 42
Трагическое в истории эстетики 42
Платон 42
Аристотель 42
Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг) 43
Кант 43
Значимость категории трагическое для понимания современности 43
Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. 44
Общефилософские аспекты трагического 45
Трагическое в искусстве. 46
В Средние века 46
На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте. 46
Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. 47
В эпоху классицизма 48
Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен) 49
Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества. 49
Трагическое и философия революционного насилия. 49
В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма 51
3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики. 52
Платон 53
В Средние века 53
Эстетика классицизма 53
Эстетика Просвещения 54
Школа йенских романтиков, 54
Комическое — социокультурная реальность 55
Комизм как критика 55
Демократизм смеха 56
Активность восприятия комизма 56
Комическое как противоречие 57
Неожиданность в комическом 57
Чувство юмора и остроумие 58
Разрушающее и созидающее в смехе. 59
Типы и оттенки комизма. Мера смеха 59
Карнавальный смех 59
Ирония 59
Сарказм 59
Мера смеха 59
Комическое как утверждение радости бытия 60
Историзм комедийного анализа жизни. 60
Римские сатурналии 61
В Средние века 61
Эпоха Возрождения 62
В эпоху Возрождения 62
В эпоху классицизма 62
Сатира эпохи Просвещения 62
Романтизм 62
Сатира искусства социалистического реализма 63
Модернизм 63
4. Безобразное 63
5. Низменное. 64
6. Ужасное. 64
7. Хаос и гармония. 65
8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. 66
9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. 66
Художественное творчество 67
I. Творческий процесс 67
1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству. 67
Способности художника, 67
Одаренность 67
Гений 67
2. Художественное творчество как специфическая деятельность. 68
3. Творчество как воплощение замысла. 68
5. Психологические механизмы художественного творчества. 69
Память 70
Воображение 70
Ассоциации 70
Вдохновение 70
Внутреннее освобождение 71
6. Сознание и подсознание 71
II. Художественный образ 72
1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. 72
2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. 73
3. Самодвижение. 73
4. Многозначность и недосказанность. 74
5. Индивидуализированное обобщение. 75
6. Единство мысли и чувства. 75
7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа. 76
8. Оригинальность. 77
Художественное произведение 77
I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства 77
1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства. 77
Научный текст 77
Практический, деловой текст 78
Художественный текст 78
Знак 78
2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства. 78
3. Актуальное и вечное в произведении. 79
4. Художественная реальность и художественная концепция. 80
Первый пласт («я — я» ) 81
Второй пласт («я—ты») 81
Третий пласт («я —мы») 81
Четвертый пласт («я - все мы») 81
Пятый пласт («я — всё») 81
Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей» ) 81
Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа») 81
Восьмой пласт («я — всеобщее» ) 81
5. Художественная правда и правдоподобие. 82
II. Художественный стиль 83
1. Стиль как категория эстетики. 83
1. Стиль — фактор творческого процесса, 83
2. Стиль — фактор произведения, 83
3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень. 83
4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиента). 83
2. Структура стиля. 84
Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля 84
Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность. 84
Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль 84
Четвертый слой стиля 84
Пятый уровень стилистической общности 84
Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творчества. 84
Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения. 84
Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведения, 85
Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи, 85
Закономерность художественного процесса: 85
3. Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения. 85
Искусство 88
I. Природа искусства 88
1. Концепции искусства в истории эстетики. 88
Символическое искусство 89
Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность) 89
Романтическое искусство 89
2. Искусство — форма общественного сознания. 89
Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отношений между людьми. 90
Политика 90
Философия взаимодействует с искусством: 90
Религия взаимодействует с художественным творчеством, 90
Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания 90
Наука взаимодействует с искусством. 91
3. Искусство — художественное освоение мира. 91
4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. 92
5. Народность искусства. 94
1. Народ — объект художественного творчества. 94
2. Отражение интересов народа и его миросозерцания — необходимое условие народности искусства. 94
3. Народ — не только объект, но и субъект искусства. 94
4. Народ — создатель, носитель, хранитель языка и культуры, 94
5. Еще одна сторона народности искусства: народ — цель искусства, его конечный адресат 95
6. Народ — носитель поля общественного мнения, 95
II. Множественность целей искусства (полифункциональность) 95
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность). 95
1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. 95
2) через включение человека в ценностно ориентированную деятельность. 95
3) через преобразование в процессе художественного творчества 95
4) через обработку строительного материал образа 96
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 96
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 96
Художественный процесс 126
I. Этапы и русло протекания художественного процесса 126
1. Художественное развитие. 126
2. Художественное направление как инвариант художественной концепции. 126
Художественный период 128
Художественная эпоха 128
Художественная стадия 128
Эра. 129

I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 129

II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ 130

III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ) 130
II. Теоретическая история искусства. 131

1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ 131
2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности. 132
3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни. 133

2]. АНТИЧНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ГАРМОНИИ И РОКА 136
1. Особенности античного искусства. 136
2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни. 137
3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия. 137
4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами. 138

3]. СРЕДНИЕ ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНО-БЕЛОМ МИРЕ БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА 139
1. Характеристика эпохи. 139
2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. 141
3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. 143
Средневековое искусство сакрально. 144
4. Карнавальный натурализм (искусство Города). 145

4]. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА 147
1. Особенности Возрождения. 147
2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь! 147
3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты. 155
4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире. 157
Барокко 157
5. «Плеяда»: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности. 160
6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей. 161

5]. НОВОЕ ВРЕМЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК НАДЕЖД И ИЛЛЮЗИЙ 161
1. Особенности эпохи. 161
2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве. 163
3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире. 167
4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу. 170
5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа. 175
6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную. 182

6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ 182
Особенности эпохи. 182

ПРЕДМОДЕРНИЗМ СВОБОДА И УДОВОЛЬСТВИЕ 183
1. Особенности предмодернизма. 183
2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире. 183
3. Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту. 184
Импрессионизм 184
Поль Сезанн (1837—1906) 185
4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность. 185

МОДЕРНИЗМ: УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ ДАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 187
1. Особенности модернизма. 187
2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме. 188
3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос. 188
4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира. 189
5. Примитивизм: упрощение человека и мира. 190
6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира. 191
7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности. 192
Супрематизм 193
8. Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света. 194

НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ 195
1. Особенности неомодернизма. 195
2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие. 195
3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире. 196
4. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире. 201
Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность 202
5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриальных сил. 204
6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. 206
7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью. 212

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ 214
1. Особенности постмодернизма. 214
2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления; приобретатель и потребитель. 214
3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире. 218
4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире. 218
5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). 219
6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит». 220
7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций. 220
8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий. 221
9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто». 222
10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности. 222
11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности. 223

7]. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕК ТЕРПИТ БЕДСТВИЯ, НО ВЫСТОИТ 226
1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствование. 226
2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами. 233
3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни. 242
4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные ценности. 244
5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное. 244
6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма. 246
7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира? 249
Общение с искусством как сокровенный личностный процесс 254
I. Художественное восприятие — завершающее звено художественной коммуникации 254
1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель). 254
2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента. 255
II. Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение 257
1. Механизмы художественного восприятия. 257
2. Законы художественного восприятия. 259
III. Герменевтика и понимание художественного текста 260
1. Герменевтика — теория понимания. 260
2. Понимание и интерпретация. 261
3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста. 261
4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики. 263
В древней Греции 263
В Средние века 263
В эпоху Просвещения 263
В начале XIX в. 263
В ХХ в. 264
5. Методологические возможности герменевтики. 265
Инструменты, техника, операции 265
6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации 266
Опасности герменевтической интерпретации: 266
Герменевтика имеет несомненные достоинства 266
IV. Художественная критика 267
1. Искусство — критика — общество. 267
2. Критика как движущаяся риторика И эстетика. 268
3. Объективное и субъективное в критическом анализе. 269
4. Методология анализа художественного произведения. 271
1-е мыслительное действие (шаг) 272
2-е мыслительное действие (шаг) 273
гносеологическом подходе 273
Историко-культурный подход 274
Сравнительно-исторический подход 274
биографический подход 274
творческо-генетический подход 274
ценность внешних связей произведения 275
3-е мыслительное действие (шаг) 275
статистическая методика, математические и другие искусствометрические приемы 275
структурный анализ 275
Семиотический анализ 276
Стилистический анализ 276
интонационный анализ 276
4-е мыслительное действие (шаг) 276
Рецептивный подход 277
Конкретно-социологические исследования 277
Пятое мыслительное действие (шаг) 277
оценку художественной концепции, выявление ее богатства и оригинальности 277
художественное совершенство 277
5. Методология анализа художественного процесса. 278
Заключение 279
1. Типология эстетических категорий. 279
Типы эстетических категорий 279
2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства. 281
Библиография 282
Предметный указатель 287
Именной указатель 295

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2017
Яндекс.Метрика