Авторы |
|
|
|
| | |
|
Дубравка Угрешич
Читать не надо!
Содержание
ОТ АВТОРА Начало Los Torcedores Доброе утро Литературные сны Заявка на книгу Агенты и лазутчики Неудачливый писатель Да здравствует социалистический реализм! Каков мастер, таков и инструмент Базар Pынок Литература и демократия Инженеры человеческих душ Писатели — литературные авторитеты Аура гламура Насчет людской извращенности Эко и нудисты Возвращайтесь, циники! Вам все простили! Роль Кирка Дугласа в моей жизни Алхимия Женщины, дым и литература Оптимизм укрепляет организм Кузен из провинции Красная точечка Как я чуть было не стала Иваной Трамп и почему у меня это не получилось В чем смысл новорожденных государств? Кто такая Ивана Трамп? Что у меня общего с Иваной Трамп? Какое отношение имеет Ивана Трамп ко мне и какое отношение ко всему этому имеет государство? что же все-таки хотел этим сказать автор? «УП». Угрюмый писатель Були великолепный Небольшой вклад в историю одной национальной литературы'. десять главных оснований, чтобы стать хорватским писателем Жизнь без хвоста Писатель в изгнании Сон Авторское право Жанр Приличные люди дом не покидают Хорошие девочки попадают на небо, а плохие куда захотят Изгнание как киноэкранпроекция Суррогат изгнания Истинный эмигрант не возвращается никогда Все дело в сосисках Эмигранты не такие, как мы Эмигранты не оправдывают ваших надежд Эмиграция — уроки адаптации Писатель-эмигрант и его «родина» Писатель в ловушке трагикомического парадокса Преимущества эмиграции Физика и метафизика эмиграции Эмиграция как судьба Финальная встреча писателя с эмигрантом в самом себе Двойная эмиграция Жизнь есть сон Возвращение на родину Нет ничего на свете милее дома Война есть война, а интеллигенты всего лишь люди Повеселимся «Ящик» — это метафора! Никто ни от чего не гарантирован Что нужно интеллектуалу, чтобы стать звездой? Банальность — мать всякой мудрости Круто Остался ли в нас веселый дух? Культура любителей удовольствий Поезд — эта тоже метафора Ну, всего хорошего Домашние духи Книги для народа! Поминать черта Сжигатели книг Печенье «Октябрьское» и «Суп Кэмпбелла» Травмы Вопросы к ответу Мантра[48] Гражданин мира Идеология Культура Стереотипы Массовая культура Местное и глобальное Музеефикация Выключаем — включаем Жан Бодрийяр Шум Писатель и его будущее Завершение Семь винтов От переводчика
Сноски
Thank You for Not Reading by Dubravka Ugresic
ОТ АВТОРА
Эта книга родилась в результате внутренней борьбы двух творческих стремлений автора. Одно нашептывало: уважающий себя литератор не должен писать о том, что умные люди предпочитают не обсуждать. Второе толкало автора в обратном направлении: нельзя уважающему себя литератору слишком умничать. Этот антагонизм и предопределил многие свойства данной книги: название, стиль, интонацию и ритм.
Вот почему эта книга наполовину вымысел, а наполовину — может, чуть больше, — правда. В некоторых эссе я выступаю в роли восточноевропейской брюзги, огорошенного неутомимой активностью мирового книжного рынка; отсюда и цитаты из Иа, ярчайшего во всей литературе брюзги. Порой в эссе нет-нет да и прорвется тон «ученого литератора», хоть я и старалась этого избегать. В других читатель, возможно, уловит упомянутую борьбу двух намерений: стремления автора писать обо всем всерьез и одновременно боязни нагнать на читателя скуку. Однако всякий раз, когда мое незатейливое повествование чуть было не скатывалось в серьезность в соответствии с темой, на память приходили отрезвляющие слова одного моего студента. На вопрос, что такое хорошая книга, он без колебаний отвечал: «одним словом — блеск!» Не уверена, добилась ли я блеска в моей, но я, понятно, старалась не уронить себя в глазах собственного студента.
Книга не беспристрастна и вовсе к этому не стремится. Некоторые читатели, возможно, сочтут неуважительным мое нежелание прибегнуть к общепринятым академическим атрибутам (скажем, сноскам или точным библиографическим данным). Я прочла или, по крайней мере, перелистала несколько научных — а также не слишком научных — трудов, близких к моей теме. Одни были написаны уже давно, другие — в период моей работы над книгой, а иные, как, например, «Бизнес и книга»(77 гг Business of Books) Андре Шифрина и «Книжный бизнес» (Book Business) Джейсона Эпстайна, появились в книжных магазинах одновременно с первой публикацией моей книги на голландском языке. В целом «Читать не надо!» так или иначе вписывается в круг таких идей, направлений и журналов, как «Баффлер», и таких книг, как, например, Conglomerates and the Media (ред. Эрик Барнув); The Gitenberg Elegies Свена Биркертса; Amusing Ourselves to Death Нила Постмэна; On Television и другие книги Пьера Бурдье; The Death of Literature Элвина Кернэна; Talents and Technicians Джона У. Олдриджа; Does Literary Studies have a Future? Юджина Гудхарта; Carnival Culture Джеймса Б. Туитчелла; Kitch and Art Томаса Кулки; Modernity at Large Арджуна Аппадураи; Understanding Popular Culture Джона Фиске; The Future of the Book (ред. Джеффри Нанберг); The Wake of Art и After the End of Art Артура К. Данто; Fahrenheit 451 Рея Бредбери; Six Memos for the Next Millennium и The Uses of Literature Итало Кальвино; Life: The Movie Нила Гэблера; A History of Reading Альберто Мангеля; One Market Under God Томаса Фрэнка; Cynicism and Postmodernity Тимоти Бьюза; The Cultures of Globalization (рел- Фредерик Джеймсон и Macao Миеси); Globalization Зигмунта Баумана; Representations of the intellectual Эдуарда У. Сэда; On Grief and Reason Иосифа Бродского; Althogether Elsewhere: Writers On Exile (ред. Марк Робинсон).
Каждый раз, оказываясь в Соединенных Штатах в качестве приглашенного профессора, я явственно вижу, что помимо шумной и видимой литературной жизни с ее суетой — об этом как раз моя книга, — существует менее видимая и негромкая университетская жизнь. Весной 2002 года я читала лекции на факультете славянских языков и литератур Гарвардского университета. Все мои студенты — и Джейкоб Эмери, и Ребекка Райх, и Мариэта Божович, и Ден Гилмор, и Катарин Хольт, и Анна Гессен, и Джейвид Элмер, и Стивен Сигел — оказались превосходными читателями и интерпретаторами литературных текстов. Жаль, что тогда эта книга была уже закончена: в ней стало бы меньше унылости и разочарования в будущем литературы. На самом деле у литературы будущее есть. Это мои студенты.
| |
| | |
|
Произведения |
|
|
Статьи |
|
|
друзья сайта |
|
|
разное |
|
|
статистика |
|
|
Поиск |
|
|
|