Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваПонедельник, 21.08.2017, 20:48



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Диана Кошкина

  
Поэзия XXI века

  
«Поэзия – есть высший род искусства», – писал в свое время Белинский и (в свое время!) был однозначно прав. На протяжении многих лет отношение общества к поэзии неоднократно менялось, в том числе и на резко противоположное. Казалось бы, постмодернизм стал апогеем отрицания, после которого искусство как понятие могло исчезнуть. Однако по сей день существуют люди, называющие себя поэтами, художниками, писателями, скульпторами… Попробуем разобраться в том, что на сегодняшний день представляет из себя поэзия, как относятся к ней обыватели и насколько резонно вообще говорить о поэтическом искусстве в наше время.
 
 
Русская форма

Примерно с середины XX века происходит слияние поэзии с музыкой, что становится особенно заметно в 80-е годы. В то время как стихи в привычной, письменной форме теряют свою популярность, песенная поэзия набирает обороты и находит все больше приверженцев. Происходит своеобразное разделение авторов на две ипостаси. Первая – поэты, печатаемые в книгах и толстых журналах, вторая – те, чье творчество не предполагает печатной формы (вернее, этой формы уже недостаточно). В основном это авторы-исполнители «стихов под музыкальный аккомпанемент»: от приблатненных шансонье до бардов и рок-музыкантов. Несмотря на жанровую разницу, можно отметить то, что у всех этих направлений авторской песни есть общие черты. Это свобода как противопоставление тоталитаризму, обнаженность чувств взамен лживых моральных догм, попытки сломить назидаемую систему ценностей и, конечно, предельная искренность. Авторская песня всегда шла непосредственно из души и попадала прямо в душу, минуя всяческие цензуры и обработки. Например, слушая песни Александра Башлачева, невозможно не прочувствовать, что даже гитара порой не может выдержать этой безграничной эмоциональной насыщенности.

В этой связи стоит отметить такое уникальное явление, как русский рок. Если изначально стиль рок заявляет о себе прежде всего как о специфическом направлении музыки, умаляя значение текстов, то его русская интерпретация стала, наоборот, пристанищем поэзии. В нее есть все – от кондового водочного патриотизма «ДДТ» до пессимистичного упадничества «Наутилуса», от пронзительной нежности «Ночных Снайперов» до отстраненной лиричности «Сплина», от романтической непринужденности «Чайфа» до философской просветленности Гребенщикова. Музыка и поэзия здесь говорят на одном языке, отождествляются и являют собой новый вид искусства.

Многие русские рокеры издавали сборники своей поэзии, которые пользовались определенной популярностью среди фанатов, но так и не получили широкого распространения. Видимо, так произошло потому, что изначально это были все-таки песни – совершенная и неразрывная совокупность музыки и текста, – а не обычные стихотворения.

 
 
 
На смерть поэзии

Начиная с 90-х годов происходит падение авторитета истинной поэзии и подмена ценностей; становится популярным утверждение о том, что поэзия и литература в России умерли – а значит, умерла и национальная идея о том, что «поэт в России – больше, чем поэт». Утратив с распадом Союза точку отрицания и противопоставления, писатели и поэты почувствовали себя, мягко говоря, неуверенно, поскольку были лишены отправной идеи своего творчества. Общая атмосфера неопределенности, царившая в обществе, подлила масла в огонь их метаний. В итоге читатель получил массу депрессивных, чернушных текстов различного качества о бесцельности жизни, всемирной разрухе, грязи, боли, предательстве и саморазрушении. Можно совершенно по-разному относиться к отдельным работам этого направления, но очевидным остается одно: символика смерти, гниения и всеобщей подлости несоединима с вековыми представлениями человечества о прекрасном. Вероятно, поэтому, пресытившись собственным пессимизмом, многие авторы поспешили вернуться к неоправданно консервативному классическому стилю стихосложения.

Подобное условное разделение на занудно-пафосный классицизм и пессимистично-эпатажную «альтернативу» можно наблюдать и по сей день. Правда, при существующем многообразии жанров (а точнее, вариантов их смешения) открытого противостояния между этими направлениями нет. В ситуации вседозволенности каждый автор приобретает право называть свое творчество поэзией, и у каждого стиля найдутся свои поклонники – вопрос лишь в их количестве.

 
 
 
Читатель пописывает – кто почитывает?

Нынешнее положение дел в сфере литературы очень метко предсказал еще О.Уайльд: «В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели; теперь же читатели пишут, и не читает никто». Во многом этому поспособствовала виртуализация общества. Как известно, интернет пока даже не отнесен к средствам массовой информации, и законы, касающиеся сетевых публикаций, еще только разрабатываются; стало быть, каждый волен размещать там какие угодно «шедевры». В частности, в блогосфере можно выделить три основных тенденции – поэты, ведущие дневники, блоггеры, пишущие стихи, а также блоггеры, считающие свое рифмоплетство поэзией. Под словом «поэты» я в данном контексте подразумеваю поэтов официальных и реальных, регулярно издающих собственные сборники или публикующихся в специализированных литературных изданиях (что, впрочем, далеко не всегда делает их в большей степени поэтами, нежели непрофессиональных авторов) и получающих за публикации своего творчества хотя бы символические деньги.

Большинство авторов склонны кучковаться и объединяться по общим признакам. Например, печатающиеся поэты, как правило, считают себя богемой, организуют вечера чтений и конкурсы, весьма пренебрежительно отзываясь о различных поэтических веб-сайтах, даже если сами на них публикуются. Поэты, не успевшие еще опубликовать в печати свои работы, также нередко собираются в «группы по интересам», будь то жж-сообщества или встречи авторов сайта стихи.ру – вероятно, будучи неуверенными в качестве и ценности собственных творений, а потому нуждаясь в причислении себя к какому-либо поэтическому кружку. Места подобных встреч разнятся. В Москве и Питере, как правило, стихотворные чтения проходят в клубах и крупных книжных магазинах, в провинции часто используются помещения библиотек или городские площади. Для людей «в теме» организовываются так называемые квартирники – домашние встречи поэтов или вечера авторских чтений.

В целом, сейчас поэзию чаще воспринимают как творчество, самовыражение, тогда как назначение поэзии как искусства – вызывать чувства в читателе, а не выставлять напоказ собственный внутренний мир.

Разумеется, творчество – естественная потребность человека мыслящего и чувствующего. И реализовывать свой творческий потенциал можно любым способом – рифмуя строчки или разрабатывая имидж какой-либо компании. Главное в данной ситуации – обрести внутреннюю гармонию, получить удовлетворение от созданного своим умом и своими руками, независимо от его объективной общественно-культурной ценности. Но если автор претендует на некий пьедестал, на звание «человека искусств», он уже обязан отдавать себе отчет в том, что пишет не для себя и учитывать читательский интерес и оценку своего творчества. Конечно, единственно разумом и желанием тут уже не обойтись – необходим Талант. Талант с большой буквы, который либо дается, либо не дается от рождения. Талант, над которым не властны ни мода, ни время, ни популярные мыслительные извращения вроде отказа от рифмы или всех известных языков как таковых.

 
 
 
Стертая грань

Еще одной из отличительных характеристик нашего времени можно считать тот факт, что грань между поэзией и прозой стирается. Появляется «стихопроза» - рифмованный текст, записанный сплошным абзацем, или так называемые «белые» стихи – строки, записанные в столбик, но связанные между собой исключительно содержанием, никак не ритмом и не рифмами. Можно ли подобные творческие порывы отнести к искусству? Если мерилом считать чувства, то зачастую эти корявые строки вызывают в читателе намного больше эмоций, нежели гладкие, причесанные и зарифмованные. В то же время, будь то истина или всего лишь пережитки прошлого, в нашем сознании еще живы определенные представления о том, как должна выглядеть и звучать поэзия. Психологи подтверждают, что ритмичные, музыкальные тексты воспринимаются читателем намного лучше, нежели раздробленные, скомканные. Практика же показывает, что большей популярностью пользуются произведения, написанные в классической манере, но лишенные пресловутого пафоса, насыщенные современной лексикой и отражающие реальность – без перегибов в сторону позитива или негатива.

Но все это лишь сухие факты, более или менее приближенные к объективности. Поэзия – плод в первую очередь не разума, а взаимодействия слова и души. Невозможно мерить всех читателей под одну гребенку и знать, на каком языке говорят их сердца. Нельзя предугадать, чей слог и каким образом повлияет на ваше внутреннее состояние и мировоззрение.

 
 
 
Тлеющая лампадка

Как ни странно, многие наши современники по-прежнему убеждены, что поэзия имеет огромное, если не решающее значение в становлении личности. Человека воспитывает либо поэзия, либо ее отсутствие. Причина тому – огромная сила поэтического слова, магическое влияние совершенства музыки и текста на человека, божественное происхождение поэтического дара. «В начале – было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Существует мнение, что поэзия (да и литература в целом) есть нечто почти религиозное, что призвано раскрывать душу к добру, а глаза к истине. Это то, что формирует личности, определяет смысл их будущего существования.

В идеале, конечно, так и должно быть. Но рано или поздно «формирующаяся личность» упирается в безграничное разнообразие форм, жанров и содержаний. Что из них считать достойным ориентиром в мировоззрении? Есть лишь одно универсальное испытание истинной ценности искусства – проверка временем.

Время – вот единственный не лгущий судья. Поэтому, к сожалению, мы вынуждены признать, что Поэзия (в наивысшем понимании этого слова) начинает свое существование только после смерти автора. Современное искусство и «околоискусство», безусловно, знать необходимо – но лишь для того, чтобы иметь о нем представление, составить собственное мнение. Но, как ни суди, воспитание детей все-таки нужно начинать с классики, которая давно уже заслужила свое право не только на жизнь, но и на владение умами и душами.

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2017
Яндекс.Метрика