|
Давид Гарбар
Те годы - эти имена
Вениамин Блаженный (1921-1999) (Вениамин Михайлович Айзенштадт)
"... поэтом меня можно назвать только условно -поэты не рождаются с кляпом во рту" (Вениамин Блаженный)
"Есть неистовство робкой отваги..." (Вениамин Блаженный)
Должен признаться, что до недавнего времени это имя было мне неизвестно. И это при том, что мы не только были современниками, но даже довольно долго жили в одном городе, ходили по одним и тем же улицам и, вероятно, имели каких-нибудь общих знакомых. Извиняет лишь то, что хотя Вениамин Михайлович Айзенштадт был высоко ценим и состоял в переписке с такими мастерами как Л. Пастернак, А. Тарковский и В. Шкловский, а позднее А. Кушнер, С. Липкин, И. Лиснянская, А. Межиров и др, но первая публикация его стихов приходится только на 1982г.
В последнее время мне довольно много приходится читать о наших великих предках: героях, царях, пророках. Как это ни странно (а по-моему, так даже совсем не странно) но при чтении стихов Вениамина Блаженного первое, что приходит на ум в качестве сравнения. - это именно ветхозаветные пророки, люди по-своему тоже "блаженные". Мне кажется, что это сравнение приходило в голову и самому Вениамину Михайловичу при выборе им своего литературного псевдонима. Во всяком случае, в его отношении к окружающему миру, к людям, к братьям нашим меньшим, к Богу было много такого, что вполне оправдывало выбранный им псевдоним (первоначальный вариант звучал как "Блаженных"). Да и сам он о себе писал: "Пророк, поэт - это ведь нераздельно, и со времен Пушкина нераздельность эта тоже неоспорима. Конечно, не каждый поэт - пророк, но ведь я и не настоящий пророк. И не в полном смысле слова поэт. Я - Блаженный, а это какая-то живая ступень, живая перекладина, проходящая сквозь век духовного мрака, Блаженный - это не псевдоним, а имя некоей сущности, некоей частицы вечности жизни..." (самохарактеристика В.М.Блаженного цитируется по статье В.Аверьянова "Житие Вениамина Блаженного", "Вопросы литературы", 1994, вып. У1).
И хотя в приведенной цитате он называет себя "и не пророком", и "не совсем поэтом", но мне кажется, что делает это он из скромности: и о том, и о другом гораздо отчетливее говорят его стихи, и его судьба.
Да и судьба...Так вот о судьбе. Как пишет в послесловии "Скиталец духа" к книге его стихов Татьяна Бек, "Вениамин (этимология этого имени, как подчеркивает сам поэт: "в муках рожденный") Айзенштадт родился в 1921 году в белорусском местечке в нищей еврейской семье. Бедствовал. Бродяжничал. 23 года трудился в инвалидной артели, ибо официально был признан "убогим" с соответствующим заключением ВТЭК. Был помещен в сумасшедший дом, где полностью подорвал здоровье, но не утратил огромной духовной мощи.
"Поражаюсь убожеству собственной жизни, - пишет он о себе, - поражая и других ее убожеством, но храню в душе завет Гумилева: "Но в мире есть другие области..." И строчка эта - ручеек крови словно бы путеводная заповедь скитальцам всех времен и стран. Ведь и я - скиталец Духа, если даже всю жизнь обитал на его задворках". И далее Т. Бек продолжает: "Сейчас поэт живет в Минске".
Увы. Мы вынуждены добавить: уже не живет, ибо 31. 07. 1999 года он умер. Умер все в том же Минске, где прожил большую часть своей многострадальной и бесконечно счастливой жизни - жизни "блаженного", то есть истинного Поэта - человека, разговаривавшего с Вечностью и Богом.
В мою задачу не входит литературоведческий разбор его творчества. Это уже делают другие. И уверен, - будут делать еще многие. Мне просто хочется привести Вам некоторые его стихи,- те, что так важны для меня. Может быть и Вам они окажутся важными и интересными. Да и что лучше самих стихов скажет нам о Поэте.
Пока река не вспенится сурово, Не обернется ямою земля, - С удилищем беспечным рыболова Сиди, над бездной леску шевеля...
Как хорошо в прохладе деревенской Курить свой одинокий табачок... Но вздернет и тебя Рыбак Вселенский На острый окровавленный крючок.
Или вот это:
- Мы здесь, - говорят мне скользнувшие легкою тенью Туда, где колышутся легкие тени, как перья, - Теперь мы виденья, теперь мы порою растенья И дикие звери, и в чаще лесные деревья.
- Я здесь,- говорит мне какой-то неведомый предок, Какой-то скиталец безлюдных просторов России,- Ведь все, что живущим сказать я хотел напоследок, Теперь говорят за меня беспокойные листья осины.
- Мы вместе с тобою, - твердят мне ушедшие в камень, Ушедшие в корни, ушедшие в выси и недра,- Ты можешь ушедших потрогать своими руками,- И грозы и дождь на тебя опрокинутся щедро...
- Никто не ушел, не оставив следа во вселенной, Порою он тверже гранита, порою он зыбок, И все мы в какой-то отчизне живем сокровенной, И все мы плывем в полутьме косяками, как рыбы...
Его отношения с Богом тоже напоминают мне ветхозаветных пророков. Так мог обратиться к Всевышнему Иеремия... Или Хоний...
Сколько лет нам, Господь?... Век за веком с тобой мы стареем... Помню, как на рассвете, на въезде в Иерусалим, Я беседовал долго со странствующим иудеем, А потом оказалось - беседовал с Богом самим.
Это было давно - я тогда был подростком безусым, Был простым пастухом и овец по нагориям пас, И таким мне казалось прекрасным лицо Иисуса, Что не мог отвести от него я восторженных глаз.
А потом до меня доходили тревожные вести, Что распят мой Господь, обучавший весь мир доброте, Но из мертвых воскрес - и опять во вселенной мы вместе, Те же камни и тропы, и овцы на взгорьях все те.
Вот и стали мы оба с тобой, мой Господь, стариками. Мы познали судьбу, мы в гробу побывали не раз И устало садимся на тот же пастушеский камень, И с тебя не свожу я, как прежде, восторженных глаз.
Однако пусть не покажется, что отношения с Богом у него так просты и лучезарны. Иногда он сердится на Него, иногда даже угрожает:
Поднимется бесчисленная рать Всех, кто с сумой бродил по белу свету... Тогда, Господь, тебе не сдобровать. Тебя все жертвы призовут к ответу.
Или вот: Стихи ухода
Больше жизни любивший волшебную птицу - свободу, Ту, которая мне примерещилась как-то во сне, Одному научился я гордому шагу - уходу, Ухожу, ухожу, не желайте хорошего мне. ............................................
Только ветер да воля моей верховодили долей, Ни о чем не жалею - я жил, как хотелось душе, Как дожди и как снег, я шатался с рассвета по полю, Грозовые раскаты застряли в оврагах ушей.
Но не волк я, не зверь - никого я не тронул укусом; Побродивший полвека по верстам и вехам судьбы, Я собакам и кошкам казался дружком - Иисусом, Каждой твари забитой я другом неназванным был.
...Если буду в раю и Господь мне покажется глупым, Или слишком скупым, или, может, смешным стариком,- Я, голодный как пес, откажусь и от райского супа - Не такой это суп - этот рай - и Господь не такой!..
И уйду я из неба - престольного божьего града, Как ушел от земли и как из дому как-то ушел... Ухожу от всего... Ничего, ничего мне не надо... Ах, как нищей душе на просторе вздохнуть хорошо!..
Но, как писал В. Н. Лосский: "Бунт против Бога (свобода от Него) есть Ему принадлежность". Для него Бог жив и вездесущ. Это ли не отношение наших ветхозаветных пророков. Вспомните как разговаривали с Ним те же Иеремия и Хоний. А вот его отношение к жизни и смерти:
Так явственно со мною говорят Умершие, с такою полной силой, Что мне нелепым кажется обряд Прощания с оплаканной могилой.
Мертвец - он, как и я, уснул и встал - И проводил ушедших добрым взглядом... Пока я жив, никто не умирал. Умершие живут со мною рядом.
И еще:
Я поверю, что мертвых хоронят, хоть это нелепо, Я поверю, что жалкие кости истлеют во мгле, Но глаза - голубые и карие отблески неба, Разве можно поверить, что небо хоронят в земле?
Было небо тех глаз грозовым или было безбурным, Было радугой-небом или горемычным дождем, - Но оно было небом, глазами, слезами - не урной, И не верится мне, что я только на гибель рожден!..
... Я раскрою глаза из могильного темного склепа, Ах, как дорог ей свет, как по небу душа извелась,- И струится в глаза мои мертвые вечное небо, И блуждает на небе огонь моих плачущих глаз...
И еще:
Я не хочу, чтобы меня сожгли. Не превратится кровь земная в дым. Не превратится в пепел плоть земли. Уйду на небо облаком седым
Уйду на небо, стар и седовлас... Войду в его базарные ряды. - Почем,- спрошу,- у Бога нынче квас, У Господа спрошу: - Теперь куды?..
Хочу, чтобы на небе был большак И чтобы по простору большака Брела моя сермяжная душа Блаженного седого дурака.
И если только хлеба каравай Окажется в худой моей суме, "Да, Господи, - скажу я, - это рай, И рай такой, какой был на земле..."
Нет, он не был человеком вне времени и пространства. Он понимал и Время, и себя. Вот два отрывка из двух его стихотворений:
Дурдом
Тогда мне рваный выдали халат И записали имя Айзенштадта. Я сразу стал похож на арестанта. А впрочем я и был им - арестант. ................................................... "Налопались?.. Теперь айда во двор..." Я пер, как все, зачем -то шагом скорым... - О, Боже, как ужасен твой простор, Темничным огороженный забором!..
Блаженный
Все равно меня Бог в этом мире бездомном отыщет, Даже если забьют мне в могилу осиновый кол... Не увидите вы, как Спаситель бредет по кладбищу, Не увидите, как обнимает могильный он холм.
- О Господь, ты пришел слишком поздно, а кажется - рано, Как я ждал тебя, как истомился в дороге земной... Понемногу землей заживилась смертельная рана, Понемногу и сам становлюсь я могильной землей.
Ничего не сберег я, Господь, этой горькою ночью, Все досталось моей непутевой подруге - беде... Но в лохмотьях души я сберег тебе сердца комочек, Золотишко мое, то, что я утаил от людей.
...Били в душу мою так, что даже на вздох не осталось, У живых на виду я стоял, и постыл, и разут... Ну а все-таки я утаил для тебя эту малость, Золотишко мое, неразменную эту слезу.
...Ах, Господь, ах, дружок, ты, как я, неприкаянный нищий, Даже обликом схож и давно уж по-нищему мертв... Вот и будет вдвоем веселей нам, дружок, на кладбище, Там, где крест от слезы - от твоей, от моей ли - намок.
Вот и будет вдвоем веселее поэту и Богу... Что за чудо - поэт, что за чудо - замызганный Бог... На кладбище в ночи обнимаются двое убогих, Не поймешь по приметам, а кто же тут больше убог.
Я мог бы цитировать его и цитировать. Но Вам, надеюсь, и самим захочется прикоснуться к его поэзии. Уверяю Вас-это поэзия высочайшего уровня. Высочайшего. А закончить эту подборку я хочу двумя небольшими стихотворениями Вениамина Михайловича Блаженного:
Разыщите меня, как иголку пропавшую в сене, Разыщите меня - колосок на осенней стерне, - Разыщите меня - и я вам обещаю спасенье: Будет Богом спасен тот, кто руки протянет ко мне!..
Разыщите меня потому, что я вещее слово, Потому, что я вечности рвущаяся строка, И еще потому, что стезя меня мучит Христова, Разыщите меня - нищеброда, слепца, старика...
Я не так уж и слеп, чтобы вас не увидеть, когда вы Забредете в шалаш, где прикрыта дерюгою боль И где спрячу от вас я сияние раны кровавой, - Я боюсь - я боюсь, что в руках ваших ласковых - соль...
И вот это:
Заплачьте и вы над моими стихами, Я сам, сочиняя их, плакал На тощей груди моей мамы. --
Я сам, сочиняя их, плакал, как заяц С отрубленной лапой; я плакал, Как лев со слепыми глазами.
- А видели вы, как рыдает безгласно Сухая былинка на пыльной дороге, - Безгласно рыдает?..
Поверьте, что мне не хотелось бы плакать, Но я подобрал их, глаза свои, в луже В осеннюю слякоть.....
- Мне хочется плакать. Но нет, еще одно слово Поэту:
"Я не вовсе ушел, я оставил себя в каждом облике - Вот и недруг, и друг, и прохожий ночной человек, - Все во мне, всюду я - на погосте, на свалке, на облаке, - Я ушел в небеса - и с живыми остался навек"
Вот и вся подборка. Остальное Вы сможете прочитать сами. Если захотите. А сам он уже у Вечности.
| |