Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваПонедельник, 21.08.2017, 20:42



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Б. Свешников

Духовная культура России

 
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ. Перестройка и некоторые тенденции фондирования современной духовной культуры России.

1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. МЕСТО "МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ” В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ПУТИ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ.
ТЕСТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

 
 
 
1. Становление Российской государственности и современное состояние отечсественной культуры.

1985 год вошел в историю России как год начала перестройки, объявленном М.Горбачевым, избранным в том году Генеральным секретарем ЦК КПСС, а впоследствии первым и единственным Президентом СССР. Перестройка - поистине революционный процесс, который, без особых натяжек, можно определить как четвертую социальную революцию в России. Как любая социальная революция, так и Перестройка кардинально изменила все стороны общественной жизни страны.

В экономике - это переход от планового хозяйства, где практически все планировалось и распределялось, к рыночным отношениям, то, что принято называть либеральной экономикой (или говоря по-старому – капитализмом). Либеральная экономика - не медовый пряник. Это, в сущности, борьба всех против всех. Но эта борьба обусловлена какими-то правилами. Это как тайский бокс: все в шлемах, все в перчатках, т.е. защищены, но ногами бить разрешается. У нас же пока бокс без перчаток и шлемов, т.е. капитализм без правил, а по "понятиям". Его можно назвать капитализмом номенклатурно-криминальным (сращивание власти и бизнеса, который в большой степени сфера "теневой экономики”), т.е. это капитализм "для своих", а не для широких масс.

В области политики перестроечный период - это, прежде всего период распада Советского Союза как особой цивилизации на отдельные независимые государства. И хотя этот распад сопровождался меньшими потрясениями, чем в Югославии, где проходил подобный процесс, но обострение межнациональных отношений на постсоветском пространстве также не обошлось без военных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазии, Приднестровье, Таджикистан, Чечни...). Развал СССР - это одновременно процесс, который на прямую затронул судьбы многих семей, оказавшихся в одночастье как бы за границей, где большинство представителем не литерной нации стали как бы "людьми второго сорта".

С другой стороны, в постсоветской России, в результате полити­ческих реформ, произошли определенные сдвиги в сторону демократизации общества. В частности появилась многопартийность и следствие этого плюрализм идеологических концепций и воззрений, которые в свою очередь определили циркулярную ценностных ориентации по социально-политичес­кому признаку: Советский социализм (система, которая существовала в стране до перестройки); умеренный (модернизированный) социализм; свешенное общество (конвергенция социализма и капитализма);- либеральный капитализм западного образца; державность (опора на русскую идею – возрождение империи, приоритет духовного наследия прошлого, замешанного на ценностях православной культуры).

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько, так сказать, "'болевых точек". Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема "отцов и детей"), и, прежде всего на психологическом и идеологических уров­нях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху пе­ремен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение "отцов", сформировавшееся в старой системе, не может "ужиться" с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое (образно говоря, "поколение кваса" и "'поколение пепси") находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая "'болевая точка"' современной отечественной культуры" - раз­рыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседнев­ном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художествен­ных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современ­ных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой "серьезной" и "народной" культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и "массовой культуры". Как метко заметил известный актер С.Юрский, массовое искусство - про то, как жить, а второй рукав искусства (в нашем случае - искусство "серьезное") - зачем жить. Кстати говоря, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное (высокохудожествен­ное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Итак, проблема противостояния "серьезной" и "массовой культуры" самая сложная и её никакими спецуказаниями правительства не решишь. Принцип здесь один - "серьезная" культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем сим­фонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а какая-нибудь рок-техно-бит-кабаре-поп-рэп-степ группа под названием, если не кличкой, - "ОФОНАРЕВШИЕ" - выживет, ибо она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. "массовой культуры".

 
 
 
2.Место «массовой культуры» в сфере отечественной культуры.

На культурном пространстве постсоветской России правит бал "массовая культура". И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социальной сферы. Почему же она обладает такими большими средствами психологического и идеологического воздействия? Попытаемся ответить на этот вопрос. Начнем с того, что сам термин "массовая культура"' появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40-х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии.

В соответствующей литературе существует самое различное толкова­ние термина "массовая культура". Но если из всего сказанного выделить главные черты, то "массовую культуру" можно определить как совокупность потребительских материальных и духовных ценностей, представляемых в распоряжение широкой публики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Одной из доминант массовой культуры является то, что она сознательно ориентирует распространяемые ее ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей.

Возьмем, например, такой атрибут массовой материальной культуры как джинсы. Практически весь мир ходит в джинсах - дети и старики, мужчины и женщины, японцы, итальянцы, шведы, африканцы, католики и иудеи, рабочие, крестьяне, буржуа, аристократы и т.д. Люди совершенно разные по возрасту, этнической принадлежности, вероисповедания, профессии, а вот Америка всех одела в одни и те же штаны, которые впервые были пошиты из мешковины неким клондайским золотоискателем во время "золотой лихорадки" на Аляске в конце XIX века, а затем стали популярны во всем мире. А почему? Потому что джинсы удобны людям всех возрастов и наций - они универсальны (их можно носить и на работе, и на отдыхе, и летом, и весной и другие времена года).

Считается, что главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники и информации: книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, ТV, видео и аудиозаписи, компьютер. Конечно, массовая культура связана со средствами массовой информации, однако ее взаимоотношение с ними более сложно и противоречиво, чем на первый взгляд. Отнюдь не все, что передается по началам СМИ можно включить в "массовую культуру". С другой стороны, продукция массовой культуры находит свое распространение и за пределами СМИ. Поэтому не совсем верно считать массовую культуру лишь порождением "технического века". Она существовала и в иных формах на разных стадиях развития человечества. Ещё в Древнем Риме, где умиротворение масс шло под лозунгом "Хлеба и зрелищ", были одни зрелища у патрициев, другие - у плебеев. Но конечно, полный расцвет массовая культура получила именно в массовом индустриальном обществе.

Совершенно очевидно, что техническая революция, под знаком которой прошел практически весь XX век, и которая способствовала широкому внедрению достижений науки и техники в сферу производства и быта, ко­ренным образом изменило формы функционирования культуры. С другой стороны, массовая культура не выступает от имени какой-либо официальной или общественной организации. Её эффект исходит как бы от безличного неопределенного источника. В её системе отсутствует явно выраженный носитель пропагандируемых ею идей и ценностей. Массовая культура являет собою "пропаганду без пропагандиста''. Она не отождествляет себя с каким-либо идейным движением или духовным течением и предпочитает действовать анонимно, не связывая себя открыто с определенной идеологической доктриной. Проповедуемые массовой культурой ценности преподносятся, как освященные авторитетом общественного мнения у как нормы, которым должен следовать член общества, если он хочет жить в согласии в другими людьми, быть "не хуже других".

Тем самым, это, во-первых, формирует потребительскую психологию. Во-вторых, происходит сужение сферы личности, что приводит к ее своеобразной стандартизации. На лицо как бы диктатура "массовой культуры", которая устанавливается не институтами политической власти, не адми­нистративным распорядительством, а развернутой системой рыночных отношений, организуемых и контролируемых бизнесом.

Итак, ценности массовой культуры - это товары для рынка, а значит, их надо продать, и важнейшим средством доведения их до потребителя является реклама. Реклама выполняет сразу несколько функций. Первая из них - экономическая. О товаре, который предлагается покупателю, надо дать информацию о его назначении, качественных особенностях, а может быть и стоимости.

Вторая важнейшая функция рекламы - суггестивная (лат. – внушение). Рекламные агенты, которых в Америке называют "продавцами воздуха", неплохие психологи, они знают какими средствами надо пользоваться, чтобы внушить потребителю приобрести (купить) тот или иной товар.

Наконец, эстетическая функция рекламы. Продаваемый товар надо подать красиво, в красивой упаковке. Отсюда для рекламирования тех или иных товаров привлекаются красивые статисты, роль которых подчас исполняют известные актеры, спортсмены и даже политические деятели. С другой стороны, изобразительный ряд ("карточка") создается с помощью наиболее выразительных средств эстетического воздействия, что заставляет потребители получать и эстетическое наслаждение от рекламируемого товара, вернее от формы его подачи.

В целом "массовая культура", в том числе ее духовная сфера, стандартизируя и примитивизируя жизненные реалии самых разнообразных людей, разрушает национальный менталитет как глубинную структуру культуры, а тем самым нивелирует этнические культуры, не относящихся к западной цивилизации, сводит их как бы к "общему знаменателю". По сути дела совершается своеобразная диверсия по отношению к той или иной этнической культуре, в том числе и культуре русской.

"Массовая культура" в основном строится на ценностях денег, эгоистическом интересе, а отсюда и соответствующее влияние, которое она оказывает на массовое сознание. Подобное сознание формирует знания, представления, нормы, ценности, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанных в процессе их общения между собой и совместного восприятия социальной информации. Определен­ная ценностная ориентация определяет и модели социального поведения.

 
 
 
3. Пути духовного возрождения России.

Несмотря на все сложности и трудности наша отечественная культура функционирует, в целом не теряя своей идентичности. И возможностей для поиска и "маневров" культуры не так уж мало.

Взять хотя бы систему образования. Во все времена эта система была своего рода моделью общества. Сегодня она должна вернуть себе роль ускорителя, катализатора общественного развития, совершенствования и обогащения его культуры. Демократизация нашей системы образования ставит перед средней школой задачу - растить и выявлять таланты, поддерживать неординарно мыслящих учеников. Ведь именно такие личности не просто способствуют реализации различных сфер культуры, но творят ее.

Получила свежее дыхание система высшего образования - быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В свою очередь, сегодня от специалистов требуется не только глубокие узкоспециальные знания, но и методо­логическая подготовка, знания не только точных, но и гуманитарных, и общественных наук, что делает деление высшего образования на гумани­тарное, естественнонаучное и техническое в известной мере условным, а узкую специализацию в ряде случаев - неприемлемой, особенно в отрас­лях с высокими темпами научно-технического прогресса. Широкое расп­ространение в последние годы получают так называемое альтернативное образование и дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам ин­формации Internet.

К числу позитивных изменений в культурной жизни постсоветской России можно отнести появление большого количества периодических из­даний - газет и журналов, - а также большой выбор различной литературы. По количеству изданий (названию книг), которые выпускаются за год сейчас, Россия опередила все 15 республик Советского Союза вместе взятых. Конечно, среди этого изобилия встречаются книги, имя которым макулатура (лат. - бездарная, низкопробная литература, не имеющая боль­шой ценности). Но в большинстве случаев - это литература практически по всем отраслям знания, хорошего содержания и в хорошем полиграфическом исполнении.

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объеди­нений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции. Создаются новые радиостанции. В общественные галереи, музеи, многие из которых появились за последние годы, а также на выставки возвращают художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Организуются новые оркестры, в том числе и симфонические, открываются новые театры. Вспомним в связи с этим, какое место в культурной жизни российского общества всегда занимало искусство театра. И в перестроечное время театр выполняет возложенную на него миссию. Он остается в авангарде общественной мысли, помогает своими средствами формировать гражданское согласие.

После периода практически полного развала отечественной системы кинопроизводства и кинопроката, когда по стране сотнями закрывались кинотеатры, и в этой области культуры сейчас наметился определенный подъем. Создается все больше фильмов, которые уже могут составить конкуренцию голливудской продукции и которые востребованы зрителем, ибо ему уже порядком поднадоел иностранный антураж на экране. Отечественное кино продолжает выполнять несколько основных функций: ознакомительную, воспитательную, критическую.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращения религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деграда­ция и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание ре­лигиозных ценностей.

Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только. Важную роль здесь должна играть какая-то общая объединяющая идея (идеология). Однако национальная идея только тогда будет "работающей", когда ее поддержит большинство народа. Иначе получится как в изречении известного поэта-сатирика: "возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, это девка, брошенная в полк". Понятно, что организация любого общества, его стабильность, благосос­тояние народа, перспективы, которые открываются людям, тесно связаны со всей историей культуры этого народа. И у каждого народа, у каждой страны свои особый путь. Но вот что любопытно, когда людям не хватает каких-то жизненных ресурсов, они ищут утешения в идеалистичес­ком самообмане - фольклорном героизме у компенсирующих свое унижение в символах и споре вокруг национальной идеи. Словом если счастье сформулировать - оно придет само. В чем же в таком случае - русское счастье?

В принципе такое счастье или наша национальная идея уже сформулирована исчерпывающе и непререкаемо, скатам, в Библии, по заветам которой пытаются как христиане, так и атеисты. И эта идея общечеловеческая. Предательство этой идеи ведет к вседозволенности, терроризму, самоуничтожению - человечество веками вырабатывало свод установлений для самосохранения. Конечно, время налагает свой отпечаток, в том числе и на библейские истины. Но все равно существуют общие закономерности развития общества, особенно в наше время экологического кризиса, стремительного роста производительных сил и усиления взаимосвязанности людей. Следует понять, что в мире, как в горной реке, есть своя главная струя, и горе пловцу, который не захочет ей следовать.

Так вот, такой главной струёй можно назвать идеологию здравого смысла. Здравый смысл - это простейший социальный элемент человека, любого человека: независимо от этнической принадлежности, образования, жизненного опыта, вероисповедания и т.д. Здравый смысл - это неуловимое, но фундаментальное свойство человека, приводящее его и обеспечивающее принадлежность к очевидному всеединству челове­чества, к всеединому опыту человечества. И хотя в наше время многим кажется наивным мыслить простыми формулами, именно в такую простую формулу укладывается вся мудрость народной идеологии: Отечество, семья, личный успех. Можно сказать и по-другому - надо обустраивать свой дом и не покушаться на дома чужие, ведать ближнему только того, что желаешь самому себе. Только такая идеология приведет Россию к материальному благоденствию и духовному подъему.

Заключая разговор об отечественной духовной культуре, оглянемся назад, в многострадальную историю этой культуры. Какие только страшные события не происходили в нашем Отечестве: войны, революции, бунты, завинчивание цензурных гаек, гражданская война, террор, - все эти ужасные, с точки зрения гуманизма, времена имели ведь культурные плоды и подчас незаурядные. Более того, в России существует парадоксальное явление - чем страшнее и сложнее жизнь, тем больше появляется подлинных шедевров культуры. Поистине, в русской культуре, как в классической механике, действие равно противодействию. Так что, пока жив русский человек с ним всегда будет его культура.

 
 
БИБЛИОГРАФИЯ

К ЛЕКЦИИ ШЕСТОЙ

Дедков И. Любить? Ненавидеть? Что еще? Заметки о литературе, истории и нашей быстротекущей абсурдной жизни. М., 1995.

Искусство и идеология: Современный художественный процесс как идеологическая проблема. М., 1992.

Конец столетия. Предварительные итоги: Культурологические записки. М., 1993.

Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут. М., 1993.

Крамник В.В. Имидж реформ: Психология и культура перемен в России. СПБ, 1995.

Кризис современной цивилизации: выбор пути. М.,1992.

Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1995.

Лакшин В.Я. Берега культуры. М., 1994.

Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение. Н-Н., 1993.

Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-х гг. М., 1994.

Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987. Турбин В.Н. Незадолго до Водолея. М., 1994.

Чубайс И. От Русской идеи к идее Новой России. М., 1996.

Шафаревич И.Р. Есть ли будущее у России. М., 1991.

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2017
Яндекс.Метрика