Главная
 
Библиотека поэзии СнегиреваВторник, 17.10.2017, 09:06



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Б. Свешников

 

Духовная культура России

 
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ. Сущность и общие закономерности функционирования культуры

1. Культура как деятельность и саморазвитие человека.
2. Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура.
3. Основные сферы Духовной культуры.
4. Этническое разнообразие культур.

 
1. Культура как деятельность и саморазвитие человека.

Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляет по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах /значениях/. Понятно, что только одно их перечисление «Съело бы почти все время, отведенное для данной лекции. Поэтому мы пойдем другим путем. Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может прежде всего человек, а потому культура связана с его существованием в мире.

И в этом смысле культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она как бы организует эту жизнь. А потому в жизни людей культура осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Существование же человека осуществляется в той среде, которую он сам возделал /создал/ - среде социальной, и эта среда, то что обычно именуется обществом и есть культура как противоположность естественной природе – натуре. Но создание социальной среды /культурного пространства/ было бы невозможно без специфически человеческой деятельности. Вот почему культура – это прежде всего способ человеческой деятельности и единства и многообразия исторически выработанных форм этой деятельности, отражающих степень «очеловечивания природы». Культура как степень «очеловечивания природы» - это ее предметная форма существования. Неважно при этом какие это предметы, ибо любой предмет: будь это табуретка, автомобиль, телевизор, научная теория, произведение искусства – все это есть результат человеческой деятельности, тем самым воплощает в себе /в разной степени/ определенные свойства, которыми наделил их создатель – человек.

С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека. Ведь главной способностью человека является способность к предметной деятельности, способность создавать предмет, который воплощает в себе степень этой способности. А это означает, что предмет, создаваемый человеком, является для него «человеческим предметом» или «опредмеченным человеком».

Отношение человека к создаваемому им предмету – это в конечном счете его отношение к самому себе и к другим людям. И культура как мера саморазвития человека /развитие его творческих способностей/ - это личностная форма существования культуры. И если существование культуры в форме результатов человеческой деятельности есть внешняя форма ее существования, то действительным содержанием культуры оказывается процесс развития человеческих способностей, воплощающихся во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, а также в отношении между людьми, в их общении друг с другом.

 
 
 
2. Единство и многообразие культур.

Материальная и Духовная культура. Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии.

Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ - географический /региональный/, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство.

Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.

Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе НТР /научно-технической революции/ возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры /развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д./, а с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны /непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д./; наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде»/ например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/.

Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.

Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

 
 
 
3. Основные сферы Духовной культуры.

Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство. О сущности философии и науки более подробно разговор пойдет в следующем учебном году, когда будет изучаться такая дисциплина как «Философия». Если же вкратце, то философия по сути дела является основой духовной культуры. Она способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое месть в этом мире, то что обычно называется мировоззрением Она дает человеку возможность задуматься о смысле своей жизни, позволяет тем самым осуществлять как бы общую ориентацию в окружающей нас действительности.

Неразрывно связана с философией наука, которая есть способ познания митра, имеющей своей целью рациональную реконструкцию его на основе постижения существенных закономерностей. Наука как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность /система/ знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных /соответствующих самой действительности/, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат.

Что касается религии, то некоторых ее особенностей мы будем касаться при рассмотрении в следующей лекции роли Православия в формировании русской духовной культуры. В данном же случае отметим, что религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире.

Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, - являются предметом таких областей знания и учебных дисциплин как этика и эстетика, которые не включены в учебный план нашего вуза. Следовательно, поговорим об этих сферах духовной культуры более подробно. Итак, нравственная культура. Само понятие НРАВСТВЕННОСТЬ происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т.е. в среде подобных, а следовательно, так или иначе вступает в определенное общение с ними. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией /одна мотивация, скажем, будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми… С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека.

Дело в том, что все виды взаимоотношения между людьми /общение/ так или иначе регламентируются /управляются/. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Она складывалась постепенно. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Древнекитайский философ Конфуций проповедовал культуру человеческого общения 24 столетия назад. Будда проповедовал правила человеческого общежития на берегах священного Ганга за 500 лет до рождения Христа. Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Но в любых принципах определяющих культуру общения – главное заключается в том, что объективная взаимозависимость какого-то сообщества (семьи, коллектива, нации/ и отдельного человека на языке морали выглядит как вопрос о соотношении общественного и личного блага, где последнее понимается как положительная ценность, т.е. все, что идет на пользу человека.

Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов в конечном счете преследует обеспечение и интересов индивидуальных. Как отметил по этому поводу Белинский, «высочайший и священный интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов». Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определенное ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от прочих регулятивных систем, действующих в обществе /например, право, которое опирается на силу конституционного закона/, мораль опирается на неофициальные санкции /общественное мнение, индивидуальные оценки/. Но какими бы глубокими общественными потребностями на порождались мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счете она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства /стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д./; б) нравственное сознание /совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки/; в) нравственные привычки / автоматические стереотипы, схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях/; г) нравственные поступки/, т.е. действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли чсе6ловека, на нравственной инициативе.

Другой важнейшей сферой духовной культуры является культура эстетическая. Само понятие ЭСТЕТИЧЕСКОЕ происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Любой предмет, существующий как единичный /конкретный/, имеет свое содержание, т.е. свой «родовой признак», который делает этот предмет отличным от другого. В то же время, это содержание определенным образом выражено. А способ выражения содержания есть форма . Так вот, наиболее совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой. В связи с этим возникает вопрос о пользе и целесообразности красоты.

Чтобы показать целесообразность красоты возьмем элементарный пример. Красив ли автомобиль с обтекаемым кузовом? Очевидно, большинство ответят на этот вопрос утвердительно. Но эта обтекаемость не есть выражение «чистой красоты». Она необходима /целесообразна/ для автомобиля. Чем более обтекаем кузов, тем больше автомобиль экономичен: он тратит меньше горючего на каждый километр пути, ибо обтекаемость уменьшает сопротивление встречных потоков воздуха, а это увеличивает скорость. Кроме того, такой автомобиль более устойчив в движении, что тоже немаловажный полезный признак.

Первейшей сферой эстетического воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих сил, рождение и развитие все новых ее форм, разнообразие и красочность ландшафтов – все это волнует человека, захватывает его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать все новые счастливые и радостные мгновения. Такие объективно присущие природе качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как эстетические.

Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением человека, помимо своего утилитарного /полезного/ назначения так или иначе несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам /паркам, скверам/, и строительным сооружениям /зданиям, мостам, виадукам/, и интерьерам /служебным кабинетам, квартирам, а также цехам, лабораториям, больницам, библиотекам и т.д./, и предметам быта /одежде, ювелирным украшениям, посуде…/.

Важнейшей составной частью дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое имеет своей целью создавать максимально удобные и столь же выразительные предметы массового назначения – автомобили, самолеты, телевизоры, холодильники, фотоаппараты и многое другое. Проектируя их, художник-конструктор использует различные средства изобразительности и выразительности, которые зависят как о назначения предмета, так и материала, который используется при его создании.

Естественно, живя в мире предметов, а тем более предметов наиболее выразительных /красивых/, человек невольно воспитывает у себя эстетический вкус. И хороший эстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и красивого, потребность не только воспринимать, но и создавать красоту в производстве, в быту, в искусстве.

Высшей формой эстетического освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие которого прежде всего определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Предметом искусства выступает действительность, но взятая не сама по себе, а через отношение к ней человека, когда она пропущена через его переживания и его оценку. Поэтому основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления. Что дает нам основание назвать искусство ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕМ. И в этом смысле искусство выступает как своеобразный воспитатель, как учитель жизни.

В то же время искусство есть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ выражение действительности, т.е. оно осваивает мир в форме художественного образа, который является своеобразной «клеточкой искусства», а потому в этой «клеточке» заключены, все его противоречия, таинства и богатства. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Что касается художественного образа, то по своему содержанию он является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.

Если обыденное и научное мышление выражает себя через понятия, которые общезначимы, то между предметом отображения /например, столом/ и понятием этого предмета /слово – стол/ нет дистанции: какова сущность предмета, таково и понятие этой сущности. Если я говорю – стол, то все окружающие понимают, что речь идет именно о данном предмете, а не о стуле, серванте и т.д. Искусство же не столько познает действительность, сколько воссоздает ее через сознание художника.

Но в самой действительности искусства вообще нет, оно явление многовидовое, поэтому есть архитектура, скульптура, графика, живопись, художественная фотография, музыка, хореография /искусство танца/, художественная литература, театр, кинематограф. Каждый из этих видов искусства отличается своим способом отражения действительности /своей спецификой художественной образности/, то художник – кто осуществляет художественное творчество, кто создает произведение искусства /архитектор, скульптор, график, живописец, музыкант, танцор, актер, режиссер и т.д./.

Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности. Так, в условном мире, созданном воображением художника, могут жить самостоятельной жизнью и нос майора Ковалева /повесть Н. Гоголя «Нос»/, и тень отца Гамлета /трагедия В. Шекспира «Гамлет»/, и белеющий в море парус /стихотворение М. Лермонтова «Парус»/, который «как мятежный ищет бури», и красный конь /картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»/. Естественно, что в реальной жизни такого быть не может.

Результатом деятельности художника является произведение искусства /скульптура, картина, рисунок, роман, поэма, симфония, песня, балет, спектакль, кинофильм и т.д./, которое есть художественная ценность . Но как любая ценность произведение искусства только тогда становится ценностью, когда оно оценивается. Иначе говоря, истинное /реальное/ существование произведение искусства – это его существования для его потребителя /читателя, слушателя, зрителя/.

А само восприятие произведения искусства есть процесс, который обусловлен тремя факторами: объектом восприятия /произведением искусства, относящемуся к тому или иному виду, жанру, имеющему свое содержание и форму, несущему на себе отпечаток времени, когда оно было создано и индивидуальность художника, его создавшего/; ситуацией /временем, местом и условием восприятия произведения – одно дело воспринимать кинофильм в оборудованном и комфортабельном кинозале и другое – на экране черно-белого телевизора /и субъектом/ кто осуществляет восприятие художественного произведения/: уровнем его образованности в художественной сфере, степенью развития художественного вкуса, интересом и определенной системой установок на художественное восприятие.

Оценка воспринимаемого произведения искусства как художественной ценности должна быть по своему содержанию также художественной, т.е. оценивать надо именно художественную значимость того, что воспринимается. По своей направленности художественная оценка – это оценка содержательного смысла произведения, осуществляемая через конкретно-чувственные элементы его художественной формы – изобразительной структуры, выражающей данное содержание.

 
 
 
4. Этническое разнообразие культур.

Вкратце познакомившись в различными видами духовной культуры мы подошли еще к одному вопросу, который напрямую связан с многообразием культуры – это ее дифференциация по этническому признаку. Этнос /от греческого – племя, народность/ - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и общим психологическим складом /менталитетом/, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Отсюда – сколько существует в мире этносов /племен, народностей, наций/, столько существует и своеобразных культур.

Когда мы говорим о той или иной этнической культуре, то главным /определяющим/ ее доминантой является менталитет /ментальность/. Ментальность – это глубинный уровень сознания того или иного народа, особая форма мышления, это совокупность способов ориентации в мире. Это образ мира, заданный языком, традициями, воспитанием. Это, наконец, особый образ жизни. Именно образ жизни выражает форму, способ активного присвоения индивидом общественных условий его жизни, иначе говоря, тех или иных культурных ценностей. Следовательно, менталитет того или иного этноса выступает как глубинная структура его культуры.

Рассмотрев вопросы, связанные с общей характеристикой культуры и ее функционировании мы в дальнейшем будем вести разговор о духовной культуре России. Но при этом следует сделать оговорку. Россия – многоэтническое общество, на ее территории проживают более сотни народностей и наций. Но определяющим этносом России является русская нация. Следовательно, правильней было бы назвать наш предмет не «Духовная культура России» /что вынуждает нас говорить о культуре всех российских народов/, а «Русская духовная культура». Но, как говорится, что имеем, то имеем – название дисциплины пусть останется таким как есть, суть будет другая.

Знакомство с русской духовной культурой мы будем поэтапно, т.е. в хронологической последовательности ее формирования и развития. Ибо, как сказал русский философ Н. Бердяев, «свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности. Чувство истории – это ощущение себя в определенной культуре».

 
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ

Культурология. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М.,1998.

Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1997.

Культурология. Под ред. А.А.Радугина. М., 1996.

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций.Минск, 1999.

Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб, 1998.

Свешников Б.Н. Эстетическое сознание и художественная культура. Учеб.пос. - М. 1993.

Словарь по этике. Под ред. А.Гусейнова и И.Кона. М., 1989.

Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

Эстетика. Словарь. М.1989.

Block title

Поиск

Произведения

Статьи


Snegirev Corp © 2017
Яндекс.Метрика