Наталья Малинина
Русская поэзия XXI век (Антология)
ИЛИ СВЯТОЧНЯ НОЧЬ С КРАСНОЙ КНИГОЙ
"Это она красная от стыда"
(Из отзывов)
Пять дней я не могла приступить к смакованию подарка из-за гостевых хлопот, и вот, наконец, вожделенная ночь вдвоём с тяжёлым томом!
Любопытство меня пожирало, доложу я вам! Ведь составлять Антологию XXI века ЗА ДЕВЯНОСТО ЛЕТ ДО СКОНЧАНИЯ ЭТОГО САМОГО ВЕКА - это ж какую голову надо иметь!!!
Это покруче Кассандры и Нострдамуса в одном флаконе! Смело! Сильно! Стильно. И очень по-русски.
...Читать начала, как люблю новые книжки честь: н а у г а д открывая первые попавшиеся страницы. Да ещё и погадать решила. В Святки-то.
Попала в соточку. С неё и начала.
1. ПРО КУКСОВА, ПРО ТЕСТЯ И ПРО ВЕЧНОСТЬ
Привожу примеры поэзии XXI века от Владимира Андреева:
Из "Посвящения Юрию Куксову" (кто такой, не ведаю, но бессмертие ему В.Андреев обесчестил, ой оговорилась, обеспечил):
Поэт за все всегда в ответе.
За то, что ел, за то, что пил.
Я задолжал деньжат в буфете.
Спасибо, Куксов угостил.Я выпил мало. Съел сосиску.
Но опьянел, похоже, в сиську.
Иду, навстречу - дым столбом.
Я тут же в столб вломился лбом.Из глаз - всё искры, мотоциклы...
Из "Искры" двое вдруг возникли...Я чуть не рухнул на колени,
Но устоял, судьбой храним,-
Передо мной во фраке- Ленин!
И дама лет под тридцать с ним.В туманной мгле сверкнул вдруг Куксов,
Не ест, бедняга и не пьёт,
На пальцах даме, то есть Крупской,
Прозрачно знаки подаёт.Она на Куксова глядела
Сквозь очень круглые очки
В ответ квадратные очки
Его взвивались то и дело,
Как п и о н е р с к и е з н а ч к и.
........................
(Владимир Андреев)
И такого (бес)подобного текста ещё на 7(семь) строф! Рекомендую Ярко. Талантливо. Мне столько не выпить.
В этом произведении есть строки, далеко переплюнувшие классику, висящую у всех на ушах.
В ТуМаННоЙ МГЛе СВеРКНуЛ ВДРуК КуКСоВ
Вот так, запросто, пристыжен критик, приведший сакральный пример с пупсом:
"Пупс взгрустнул, ему вздремнулось" (ведь в пупсовой строчке всего-то 19 согласных против 23 - в куксовой!).
А эта беспрецедентная куча ударений:
"в тумАнной мглЕ сверкнУл вдрУг кУксов"!
Куда там строчке: "швед, руский колет, рубит, режет", до сих пор считавшейся непревзойдённой по числу ударений! "Куксов" просверкнул так, что и шведа и русского вкупе с автором "Полтавы" приколол наповал!
У того же бездонного по многим откровениям автора читаю:
"Я ж тихой сапой пью и ем"
Представила. Хороший аппетит какой у героя стихотворения, если учесть, что "сапа"- «цаппа (итал)» - это л о п а т а
А вот еще, не сходя с этого же автора:
"Благоухают кудри бомжа
С клетчатым лицом такси"
Кудри с клетчатым лицом - это круто!
Не могла оставить равнодушной и следующая фраза:
"Спокойно луна протекает, нетленно.
Псы, ощериваясь, скулят на луну."
Согласитесь "нетленно протечь" - это нечто! Это, братья и сестры, "копирайт" однако!
Из посвящения Чивикову Д.Ф.
"В марте-месяце весь мир в развитии,
НО ВРЕМЯ ТЕСТЯ ВГОНЯЕТ В СУК.
Однако, полный стакан, извините,
Из суковатых не выронит рук"(В. Андреев)
Одна надежда, что жене тестя (тёще, стало быть, Автора) Антологию эту читать
«н е д о с у к !» А если прочтё-ё-ё-т...(ё-ё-ё-т...)
В общем: "И одним ударом он убил обоих."
2. ПРО ПОГОРЕЛЬЦЕВ
***
Сегодня умер Алексей Маресьев.
Но славы не надломлены крыла.
Остался образ самой высшей чести
И путь судьбы, сгорающей дотла.Он, недоступный вероломной силе,
Являл народа терпеливый нрав.
Жил, как великий гражданин России.
А это значит:
"Смертью смерть поправ!"(Ю. Адрианов)
Хотя, кто его знает, в каком возрасте автор написал это нетленное стихотворение. Может, и мог иметь место сей факт. Ведь так прямо, в лоб, не увиливая в дебри метафор, сказать об образе чести, сгорающей до самого тла, мог только поэт, с чисто детской непосредственностью озвучивающий свои патриотически-героические чувства и настроения! Без ложной скромности. От всей души советского человека XXI века!
Это были страницы 106-109 Красной Книги. Верю: лучшее, конечно, впереди. Как в песенке про голубой вагон.
...Постараюсь тыкнуть другим пальчиком: авось иной ракурс откроется.
Ведь я не просто читаю. Я гадаю. В Святки. На "Русской поэзии".
3. ПРО ВОДОПЛАВАЮЩИХ
***
Сколько бесценного времени
и вдохновенья в крови
отдано этому вредному.
глупому чувству любви!Мне, наподобие Разина,
бросить бы в волны любовь,
чтоб просветление разума
приобрести себе вновь.Пробовал - не получается:
плавать умеет княжна.
плавает и не печалится:
"Я тебе буду жена!"(Владимир Дагуров)
Ну что-о-о это в самом деле? И ведь в начале ни-че-го не предвещает!
Но... Нырнуть захотелось поглубже в сокровенный смысл и...
Вопросец напрашивается деликатный: что у нас плавает- не тонет- не печалится ?
Нет, не моё это... Не хочу. Я - "она - моя". А ТО, ПРО ЧТО ... - "ОНО-МОЁ! Всё-таки, придётся ещё судьбу пытать. Святки-то до 19-го, кажется?
Время есть.
И страниц в Красной книге - 500 без малого. А я верю в своё везение! Не все же стихи в Красной книге про нетонущие субстанции? Знакомы мне несколько имён, которые, точно, не подведут!
Но ежели не наугад - то ведь... не честно. И не сбудется. Не-е-ет. До 19-го честно ГАДАЮ. Тыкаю.
А, вообще, я больше хвалить люблю.
Даже самой неловко, что пока действовала методом "тыка", попадала пальцем в ...
Может, коварный случай, а?
3. ПРО БАРАНКИ И ПРИГОРКИ
Вот стр. 103-104.
Приведу 3 стихотворения, из 4-х строчек каждое (вместо названия у них звёздочки).
Итак, Игорь Шкляревский:
***
Проезжая лунный полустанок,
женщине со связками баранок
жаловался на судьбу сосед,
но остался только лунный свет.
Только непонятно, от кого именно лунный свет-то остался? От женщины? От соседа? От обоих? Или от баранок? Кому и за что и, опять же, в какое место засветили - всю ночь гадала. Вот так живёшь - живёшь и вдруг - бац! - лунный свет...
Ещё стихотворение (тоже полностью привожу)
***
Хвалят - стыдно,
не хвалят - обидно,
Я живу одиноко, светло.
Летом - жарко,
а осенью - жалко,
что весёлое лето прошло.Глубокое какое...
***
Слепому ночью не темно...
Не ближе к небу на пригорке...
И на ходу не вам дано
ронять случайно поговорки.(И. Шкляревский)
То есть, краткость есть, а сестра её где?
И я не поняла: за что в последнем-то меня, как читателя, пристыдили? Ну не роняю я на ходу поговорки! А если бы роняла, интересно, куда бы меня определили? Ясен пень: не в отделение "глазных болезней"!
И вот какой вопрос возник в связи с ронянием на ходу и баранками в лунном свете: умеют ли составители искать в лесу деревья, а у поэта - стихи? Неужели у Игоря Шкляревского (!) не нашлось других творений для столь эпохальной Антологии? Не поверю! Наизусть его читаю (не про баранки, конечно).
За поэта обидно.
4. ПРО УХИ С КОСАМИ
Только одного автора, правда. Ольгу Ермолаеву. Где-то услышала, что она отказалась печататься в Антологии.
Однако, слухи сильно преувеличены. Есть такой автор в этом томе.
И вещи соответствующие отобраны:
"...Ведро в картофельных кожурках,
мой первый бант.
К нам в крупновыстроченных бурках
приходит франт.Как отрастут, корзинкой косы
свяжу БЛИЗ УХ...
О, мамин крем "Метаморфозы",
"Лебяжий пух"-
коробочка трехгранна пудры..."(О. Ермолаева)
Озадачилась: почему не "кожурки в ведре"?
Но тут уж дело авторское. Правое. Ведро в кожурки поместить или кожурки в ведро. Не придерёшься.
Не сразу поняла вот это: "Близ ух свяжу корзинкой косы"
Именно потому, что "ух", поначалу за междометие приняла, типа "Ах!".
Ну, это, надо думать, фенечка такая, авторская.
Не в смысле "по фене ботать", а фишечка, вольность, типа лермонтовского "из пламя и света рождённое слово".
Правда, лермонтовское слово для высоты штиля и соответствия размеру на две буквы изменено, а Ольга Ермолаева, предполагаю, ради редкой рифмы "ух - пух" литературной нормой пожертвовала. Она (в смысле рифма) того, безусловно стоит. Не избитая. Копирайтная. Ермолаевская.
Согласитесь, что "ушей" и "пух" уже и вовсе не рифмуется.
Удивило только вот что: как вольно, если не сказать фривольно, обращается поэт XXI века с русской орфоэпией! Ну не может же не знать, что незнаменательная часть речи (наречный предлог) БЛИЗ вкупе со знаменательным "УХИ" в родит. падеже, потеряв одно ударение, становятся фонетическим словом "близУх". И что это за "близУхи", стесняюсь спросить?
Пробую растащить "близУхи" на отдельные слова, получаю кучу ударений: "свяжУ блИз Ух". Вот где "Ух!" (в смысле междометия)! Читывала я и другие стихи этого автора. Совсем другие. Что же получается? Назвал автор УШИ УХАМИ - и сразу стал представителем Русской Поэзии XXI века?
...Опять название фолианта смотрю: ка-а-а-а-к звучит!
УХАМ ГОРДО!
А смотрится! Даже хочется клятву верности на этой Книге приносить. Русской поэзии. Ну, если она там найдётся.
5. ЧТО ЕЩЁ НАГАДАЛОСЬ:
- ПРО БЕДУ.
На дубе древа ворон на беду вам волховал.
(В. Соснора)
Без комментариев.
- ПРО ПЬЯНСТВО И КОРРУПЦИЮ
Всё куплено насквозь,
Всё пропито навзрыд.(К. Скворцов)
Купить всё насквозь - это лихо. За это надо выпить навзрыд!
- ПРО ПОГИБЕЛЬ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ИСТИНЫ
Только я среди света и мрака,
зная истину, молча любил.
И незримо метался и плакал,
потому что её погубил.(В. Ковда)
Погубленная истина – печальное зрелище. Я тоже незримо заплакала.
- ПРО ЛАПТИ ОТ КАРДЕНА
Растя детей, и хлеб, и лес,
Как пахарь, православьем сильный,
Живи своим умом, Россия,
Блюди российский интерес.(Б. Бобылёв)
… А приказы-то в рифму как лихо автор отдаёт! Блюди их, Россия, живи по уму-разуму Бориса Бобылёва.
Как-то грустно стало от таких перспектив.
Захотелось надежды. В виде нашего "всё", то есть детей. Нашла. Обнадёжили.
- ПРО ВУНДЕРКИНДОВ
Не достали к Новогодью
Ёлку.
Мы берёзу сами принесли.
И у взрослых сразу сердце
Ёкнуло:
-Вот и дети наши подросли...(Г. Хомутов)
Как вам? У меня лично на душе посветлело. Я тоже громко ёкнула. Подумаешь, берёзу от ёлки отличить не сумели! Но ведь САМИ принесли. Молодцы просто!
- ПРО ст-Р-Р-Р-асть:
Вернись ко мне, пока не п о п у с т и л о,
Я всё тебе заранее простила
И всё, чего тебе не додала
Отдам, р а з о р у ж и в ш и с ь д о г о л а.(Анна РУСС)
От комментариев воздержусь. Тут всё очень индивидуально, согласитесь! Надо поделикатнее. Но ст-р-р-астно, аж жуть. Не иначе, в колготках у героини "стечкин" был припрятан? Надо полагать, её возлюбленный такую демилитаризацию интимных отношений оценил по достоинству. Ну, мне так кажется. А вам? Окказионализм "попустило" просто восхитителен своими ассоциациями! СтилО в купе с … (Ой!)...
- ПРО РУССКИХ
На чужбине
Сюда попав, смотреть придётся в оба.
Кидает всех то в жар, то в ледяной озноб.
Намело нас, русских, целые сугробы,
А раССтаем мы - произойдёт потоп."(А. Сенкевич)
УФФФ! Кажется, и я растаяла. Трогательно как...
Однако, в ум не возьму, кто в этот шедевр грамматическую ошибку подпустил? Ну, я имею ввиду два "с" в слове "растаем". Неужели автор - доктор филологических наук, работавший научным сотрудником инст-та мировой литературы им. А.М. Горького? Нет, это, определённо, происки секретарши. Я б её уволила без выходного пособия, как бы ни таяла передо мной! И пусть хоть потоп!
6. ПРО ПУРПУР С ЗОЛОТОМ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
После бессонной и весёлой святочной ночи с Антологией мы с мужем - Физиком, а в душе трепетным лириком, всё-таки не постесняемся спросить: за кого же надо принимать российского потребителя, чтобы впаривать ему по цене коробки шоколада - жестянку ассорти, куда неслабо понапихано дешёвых леденцов? И ещё у нас, тёмных ярославских провинциалов, вопрос возник: XXI-то век наступил только на 10%, и неизвестно, наступят ли остальные 90, а места в русской поэзии уже наперёд запроданы? Это как понимать? В таком случае, не пора ли взяться за составление юбилейной антологии XXV века? Чего уж мелочиться-то? Шутки шутками, а получается, как ни крути, что сведения о данном товаре "недостоверны и не обеспечивают покупателю возможность правильного выбора". Ибо: и XXI век на 90% не состоялся покамест, и русская поэзия в Антологии местами подменена "куриозами", типа "тестя, вогнанного в сук" и Куксова «в туманной мгле". Известно, что если в бочку варенья добавить ложку... э-э-э..., то нельзя на ней слово "варенье" писать! Неправильно это. Вот и статья 10 Закона о правах потребителя запрещает. Потребитель-то вправе всю бочку производителю или продавцу вернуть со словами "кушайте сами!" да ещё на возмещение морального вреда претендовать!
© Copyright: Наталья Малинина, 2010