Станислав Фурта
Как завоевать популярность в сети. А главное - зачем?
ПУБЛИКАЦИЯ: История и практика рулинета
Ссылка на статью Дмитрия Кравчука «Как добиться популярности и завоевать читателей»
Я, по-видимому, человек прошлого века по той причине, что до сих пор считаю, что писатель начинается с «бумаги». То есть, если печатают тебя хоть где-нибудь, значит, дела идут, нет – увы и ах… Интернет же – ресурс вторичный, годный более для полупрофессионального самовыражения. Уверенность эта совершенно мистическая, почти ни на чём не основанная. Так, бумажку потрогать приятно, её, в конце концов, надписать и подарить можно, а попробуй, подари, например, любимой девушке посвящённый ей рассказик, затерянный в сонмище интернет-страничек. Но вся беда в том, что и печатное слово сегодня стремительно девальвируется.
Вот совсем свежий пример. Я по старым меркам – большой, нет, средний литературный начальник. Я – секретарь Союза писателей Москвы, из четырёх (!!!), обосновавшихся на территории столицы, самого симпатичного, поддерживаемого такими именами-брендами, как Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Марк Розовский и т.д. И вот мне бедному, сгибающемуся под бременем власти :о) некий писатель-сатирик М. приносит кипу своих сочинений, опубликованных в разных периодических (и не очень) изданиях с просьбой дать рекомендацию для приёма в Союз. Среди нетленок М. – пара фельетонов средней руки, абсолютно невменяемая повесть и пяток несмешных рассказов. Я на нашей альма-матушке «Проза.ру» читал много чего получше. Я чешу в затылке и звоню глубоко уважаемому мною (безо всякой иронии!) критику О., главному редактору не очень читаемой, но весьма неплохой газеты, с подачи которого М. ко мне и пришёл. Спрашиваю: «Неужто нравится?». Ответ: «Да не очень. Временами совсем нет. Но он разделяет и поддерживает (ну, в старой фразеологии «генеральную линию»), поэтому не стоит его отталкивать». И поскольку М. «разделяет и поддерживает», то О. и впредь будет его печатать. То, что при этом читать этого М. будут полтора инвалида – никого не волнует. Главное – свой, «буржуинский». И это – не пережиток, как может показаться, советской эпохи. Это новое, наше, постперестроечное. Не стало над писателями призывающей к единству дубинки и разбежались они по конурам, сколоченным не только по идеологическому признаку, но и по амбициям… Писательские общие собрания сегодня напоминают литературный форум «Прозы» эпохи Отса и Фила. Помните ещё таких?
Такова ситуация абсолютно во всех официальных литературных изданиях. Такова ситуация в творческих союзах. Каждый журнал имеет свой круг авторов, пробиться в который можно только по чьей-либо рекомендации. Увы, я ныне – человек публичный и вынужден прикрываться буковками с отточиями вместо реальных имён. Но вы, чтобы составить реальное представление о клановости современной литературы, можете проделать самостоятельно следующий эксперимент. Возьмите с десяток знаковых имён прошлого. И посмотрите содержание «толстых журналов» за последние годы. Некоторые в этих «толстушках» не печатаются вовсе – не СВОИ, а ареал печатания других крайне ограничен. Т.е., если уж печатаешься в «Новом знамени», то в «Дружбу современников» не ходи. Писатели, группирующиеся вокруг толстых журналов и творческих союзов, заявляют, что литература для них – духовный путь (разумеется, ихний подразумевается единственно правильным) и нечитаемость своих творений объясняют отсталостью читательской аудитории. Дескать, мы в вечность пишем. Вечность при этом тоже оказывается поделенной. Я уже как-то писал обо всём этом, рекламируя на страницах «Прозы.ру» журнал «Литературная учёба». Кстати, один из наиболее демократических журналов. У него только три недостатка: а) малый объём, б) малое количество номеров в год, в) малый тираж. Поэтому «демократичность» ограничивается чисто пространственными рамками. Но попробовать напечататься в этом журнале я всё равно всем рекомендую. Люблю я его… С него моя писательская карьера началась (извините за пристрастность).
Путь в коммерческую литературу «с нуля», предлагаемый Дмитрием, выглядит примерно так:
Теоретически всё это верно и, уж простите, у меня даже никакого морального протеста не вызывает. Беда в том, что мне неизвестно НИ ОДНОГО примера ни в нашей многострадальной стране, ни на западе ТАКОГО восхождения на литературный Олимп. Проходя первые два этапа, ты работаешь ПРОТИВ себя, и когда, как кажется, необходимые позиции для создания шедевра достигнуты, шедевра-то и не получается. Все силы, весь талант ушёл ТУДА. Мне долгое время казалось, что, например, Стивен Кинг может быть РАЗНЫМ. Вот, например, «Мёртвая зона» - коммерческий Стивен Кинг, а «Сердца в Атлантиде» - Стивен Кинг настоящий, такой, каким бы он хотел быть. Сегодня я думаю по-другому. Феномен Стивена Кинга и многих успешных западных писателей просто заключается в том, что они ПОПАДАЮТ. Они не мучают себя вопросами, чего бы такого на утеху публике написать. Они просто пишут. И попадают в цель просто потому, что ВЕЗЁТ.
Так для чего вообще существует сетература? В разговоре с одной из наших местных прозарушных писательниц Х. я посетовал однажды на писательниц Y. и Z., что не ходят они предлагать свои вполне приемлемые рассказы в литературные журналы, хотя я даже (в меру своих возможностей) пытался составить им протекцию. В ответ на что писательница Х. выдала ошеломившую меня сентенцию: «Да мы здесь все не известности ищем, а… любви!» Не будем воспринимать эти слова буквально. Речь, на мой взгляд, идёт о другом. На сайте каждый пишущий пытается создать вокруг себя ауру комфорта и доброжелательности. Есть, конечно, патологические скандалисты, но это, скорее, всё же отклонение от нормы. Жизнь наша в реале тяжёлая, и многие из нас лишены возможности высказаться и быть понятыми. И мы ищем эту возможность в виртуале. И Х., и Y., и Z., да и «аз есмь грешен». Мы ищем «любви». Ничего в этом плохого нет. Надо только честно себе признаться, что к литературной карьере восхождение по лестнице популярности на «Прозе» или «Стихире» никакого отношения не имеет. Более того, полазайте по страничкам полюбившихся вам авторов. И вы обнаружите удивительную закономерность. Лучшие произведения, как правило, вывешены в начале пребывания автора на сайте. Потому что популярность в интернете прямо пропорциональна активности автора, не связанной с литературой. В участии в форумах, в писании рецензий, в различных ПиАр-акциях. Но это же время! И силы душевные. Автор, писавший поначалу «в стол» и пришедший в интернет, в среднем (мне, правда, известны и исключения) достаточно быстро прекращает писать. Во всяком случае, прекращает писать крупные вещи, поскольку они читаются в интернете из рук вон плохо. Поэтому реальная цель интернетовской литературной деятельности – создание вокруг себя кружка единомышленников, эдаких междусобойчиков, клубов по интересам. Прямо как в реале. Хотя виртуальные междусобойчики мне, откровенно говоря, куда симпатичнее. В них бывают и свары, но они куда менее агрессивны по отношению к чужакам.
Увы, и эта цель на «Прозе» в её нынешнем состоянии малодостижима. Прежде всего, из-за колоссального количества пользователей. Уже практически невозможно понять, кто «живой» автор, а кто давно ушедший, кто реальный человек, а кто клон. Вторая беда – это ликвидация редколлегий. При всех недостатках существовавших на сайте редколлегий, их непрофессионализме и откровенной предвзятости, они выполняли очень важную роль: давали читателям ориентиры: «Who is who?» Если уж говорить о том, чтобы прорываться из виртуала в реал, то литературный портал, отвечающий этой цели, должен бы выглядеть следующим образом. Он должен быть многоступенчатым:
Что нам на сегодняшний день предлагается взамен? «Для того, чтобы «втюхать» свое творчество как можно большему количеству людей, нужно его втюхивать, втюхивать и втюхивать» (Д. Кравчук). Ну, разумеется, за деньги. За 75 коп. за прозатугрик, за 2 500 руб. в месяц за VIP-членство. Подозреваю, что такого сорта платежи будут единичными и не удовлетворят даже насущные потребности самого Кравчука. Кстати, одну «восходящую литературную звезду» нам тут недавно уже «втюхивали». Кто-нибудь его помнит? Кажется, Андрианов фамилия была. При этом я не отговариваю авторов платить за рекламу своих произведений. В конце концов, это тоже путь к известности на сайте (про «известность» см. выше). Но каково будет усреднённое качество рекламируемых произведений, можно легко догадаться.
Ну и вывод-то какой напрашивается? Как там в «Монологе у Новогодней ёлки»? «Следует жить!» Мы же с вами графоманы, а это значит, народ, который не писать не может. Так будем же писать. И не осуждать тех, кто пытается завоевать популярность на этом сайте или на каком-либо другом. Значит, ему так нужно. Не будем крутить у виска по поводу тех, кто осаждает редакции литературных журналов. Это их право. Не будем презирать литературных «негров». Всем хочется хлеба, да ещё и с маслом. А вот известность даётся свыше. Мне посчастливилось познакомиться с Людмилой Улицкой. Я принёс ей однажды главки из своей книги. Она так странно посмотрела на меня и сказала (за точность цитаты не ручаюсь): «Известности хочется?» Я закивал. «А минимум лет десять терпеть готовы?» Так и я задам всем начинающим авторам тот же вопрос «А минимум лет десять терпеть готовы?» Готовы – терпите.