Главная
 
Библиотека поэзии СнегирёваПятница, 29.03.2024, 16:11



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

ОБЭРИУ (литературная группа)



ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) - литературная группа, существовавшая в 1928-1931 годах. Первоначально группа называлась «Левый фланг», но директор Дома печати в Ленинграде Баскаков предложил ее участникам стать секцией Дома, но с условием изменения названия, так как слово «левый» в сложившейся тогда политической обстановке стало приобретать нежелательный оттенок. Работать секция могла по собственному плану, только с последующим контролем правления, ее деятельность заключалась, прежде всего, в организации различных вечеров. Кроме того, поэтам дали возможность выступать с редакционными статьями в журнале «Афиши Дома печати».

Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 года, когда в ленинградском Доме печати состоялся вечер "Три левых часа", впоследствии иронически описанный К.Вагиновым в романе «Козлиная песнь». На этом вечере обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей "отряд левого искусства". В ОБЭРИУ вошли писатели И.Бахтерев, А.Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий, Д.Хармс, Б.Левин.

В 1926 году, до образования ОБЭРИУ, Хармс и Введенский входили в группу "чинарей". По объяснению друга обэриутов, литературоведа Я.Друскина, "чинари" — это некий "небесный чин", противопоставленный чинам официозным. "Чинари" писали в авангардистском духе, присущий им нигилизм имел юмористический характер. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Решив расширить свой состав, "чинари" образовали литературную группу, которую первоначально хотели назвать "Академия левых классиков".

Окончательное название ОБЭРИУ явилось аббревиатурой слов "Объединение реального искусства". Буква "У" была добавлена в нарушение обычной логики аббревиатур — как элемент игры, вместо принятого для литературных движений "-изма".

В начале 1928 года в информационном выпуске ленинградского Дома печати была опубликована Декларация ОБЭРИУ. Написанная коллективно, она была отредактирована Н.Заболоцким. В этом единственном опубликованном документе новой литературной группы излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. В Декларации было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства: "Нам непонятно, почему Школа Филонова вытеснена из Академии, почему Малевич не может развернуть своей архитектурной работы в СССР, почему так нелепо освистан «Ревизор» Терентьева? Нам непонятно, почему так называемое левое искусство, имеющее за своей спиной немало заслуг и достижений, расценивается как безнадежный отброс и еще хуже — как шарлатанство. Сколько внутренней нечестности, сколько собственной художественной несостоятельности таится в этом диком подходе?" В разделе "Поэзия обэриутов" были использованы мысли из трактата «Предметы и фигуры, открытые Даниилом Ивановичем Хармсом» (1927), в котором говорилось о двух независимых друг от друга системах — "свободной воле слова" и предметном мире.

Поэтика обэриутов основана на понимании ими слова "реальное". Об этом в Декларации было сказано: "Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты „не-реальны" и „не-логичны"? А кто сказал, что „житейская" логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать".

Как писал Хармс, "истинное искусство стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением". В таком понимании искусства обэриуты являлись "наследниками" футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы. С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере проявлялся во время публичных выступлений.

К более отдаленным во времени предтечам обэриутов можно отнести Гоголя с его фантасмагоричностью и гротеском. Близок обэриутам и синкретизм фольклора, проявившийся у них в свободном смешении стилевых пластов и жанров (проза, поэзия и драматургия в рамках одного произведения — например, «История СДЫГР АППР» Д.Хармса, 1929).

Основу обэриутского миропонимания составляло причудливое и разнонаправленное течение времени, которое, как и причинно-следственные связи, подчинялось свободной воле художника. Время как художественно-философское явление воплощено в образах повести Хармса «Старуха» (часы без стрелок), поэтической книги Заболоцкого «Столбцы» ("часы — творенье адских рук"), во многих произведениях Введенского. Мысль Введенского "Уважай бедность языка" основывалась на представлении обэриутов о герое времени. По их мнению, это не лирик, не гамаюн и не трибун, а "естественный мыслитель", слова которого так же бедны, как его жизнь, а поведение эксцентрично с точки зрения обывателя.

Состав группы ОБЭРИУ постоянно менялся: от обэриутов отошел Вагинов, к ним присоединились Ю.Владимиров и Н.Тювелев. Формально не являясь членом группы, творчески близок ей был Н.Олейников. Будучи главным редактором детского журнала "Еж", он привлек обэриутов к работе в сфере детской литературы. В 1930-е годы, с началом идеологической травли, тексты для детей были единственными публикуемыми произведениями обэриутов.

Поэтика обэриутов представляла собой полифонический конгломерат индивидуальных эстетических систем — не застывших, а постоянно эволюционировавших. В основе этой поэтики лежали творческие установки Хармса и Введенского. В центре внимания Хармса в обэриутский период находились размышления о земном и небесном, о предназначении человека в реальном мире: "У человека есть только два интереса. Земной: пища, питье, тепло, женщина и отдых.

И небесный — бессмертие. Все земное свидетельствует о смерти. Есть одна прямая линия, на которой лежит все земное. И только то, что не лежит на этой линии, может свидетельствовать о бессмертии. И поэтому человек ищет отклонения от этой земной линии и называет его прекрасным или гениальным". Алогичность, абсурдность произведений Хармса была продиктована стремлением "уйти с прямой" практических интересов в сферу искусства как такового. По мнению исследователей творчества обэриутов, произведения Хармса обэриутского периода озорны и причудливы, их юмор динамичен.

Введенского называли левым краем ОБЭРИУ. Для его творчества особенно характерны алогичность и вытекающая из нее неупорядоченность синтаксиса. Сам Введенский называл себя "авторитетом бессмыслицы", считая, что лишь в бессмыслице заключена истинная логика существования мира, что только абсурд передает бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени. Нелогичность жизни, переходящая в жестокость, "ощущение бессвязности мира и раздробленности времени", о которых он писал в своих дневниковых заметках, — основная тема творчества Введенского. Абсурдные социальные преобразования, современниками которых оказались обэриуты, подтверждали актуальность их художественно-философских установок.

Свободное художественное мироощущение обэриутов, их неумещаемость в контролируемые рамки не могли не вызвать недовольства властей. Последнее публичное выступление обэриутов состоялось в апреле 1930 года в студенческом общежитии Ленинградского университета. После этого выступления творчество обэриутов было названо в газете "Смена" поэзией классового врага.

Последний год существования ОБЭРИУ как объединения был отмечен творческой активностью его членов. В 1931 году были завершены философская поэма «Торжество Земледелия» и фантастическая поэтическая притча «Безумный волк» Заболоцкого. Введенский написал поэтико-драматическое произведение «Священный полет цветов (Кругом возможно Бог)», в котором шла речь о путешествии героя по тому и этому свету. Хармс написал «Лапу» — произведение, в котором свободно и причудливо сочетались стихи, проза и драматургия. В том же году Хармс, Введенский и Бахтерев были арестованы и после полугода тюрьмы сосланы в Курск.

В 1933-1934 годах вернувшиеся в Ленинград обэриуты продолжали встречаться, несмотря на то что литературная группа распалась. Их беседы были частично записаны литератором Л.Липавским и составили не опубликованную при жизни обэриутов книгу «Разговоры». Творчество обэриутов вызывало идеологическую травлю в печати, которая привела к новым арестам. В 1938 году был арестован Заболоцкий (освобожден после войны), в 1941 — Хармс и Введенский (погибли в заключении).

Коллективный сборник обэриутов «Ванна Архимеда» не был издан при жизни авторов.

 
Литература:

Бахтерев И. Когда мы были молодыми… М., 1984; Герасимова А. ОБЭРИУ: Проблема смешного. — Вопросы литературы, 1988, № 4; Мейлах М. Заметки о театре обэриутов. — Театр, 1991, № 11;Ванна Архимеда (с предисл. А.Александрова "Эврика обэриутов"). М., 1991; Друскин Я. Звезда бессмыслицы. — В кн.: Введенский А. Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1992; Липавский Л. Разговоры. — Логос, 1993, № 4

                  Источник: сайт «История повседневности»
Произведения

Статьи

друзья сайта

разное

статистика

Поиск


Snegirev Corp © 2024