Редакторы-составители:
Л. И. ТИМОФЕЕВ, С. В. ТУРАЕВ
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОРАБОТАННОЕ
1985
А
АБСТРАКЦИОНИЗМ — см. Модернизм.
АВАНГАРДИЗМ (от франц. «ауаn-аг» (1е — передовой отряд) — это так называемые «левые течения» в искусстве и литературе, возникшие главным образом на Западе во втором десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии.
А. отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной политической программы у представителей А. не было. Они бунтовали против «сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году.
Они считали устарелыми привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным для выражения их бунтарских настроений. Русскому читателю может дать представление об А. (как по содержанию, так и по форме) поэзия раннего Маяковского.
В театре последователи А. отказывались от внешнего правдоподобия в оформлении спектакля, режиссеры стремились как можно больше подчеркнуть условность действия, заменяя реалистические декорации абстрактными конструкциями. Позднее эта условность получила широкое распространение и в реалистическом театре.
В ряде литератур А. выступает как ранний этап революционного искусства. Среди будущих поэтов социалистического реализма, кроме Маяковского, можно назвать многих, начавших свой путь в русле А. (немецкий поэт И. Бехер, французский поэт П. Элюар, турецкий поэт Н. Хикмет и др.). Позднее, в 20—30-е годы, все эти поэты перешли на позиции реализма, сохранив лишь отдельные особенности авангардистского стиля.
Неоднозначность термина А., однако, состоит в том, что в наше время некоторые буржуазные художники и поэты причисляют себя к «авангарду» только потому, что они отвергают реализм и стремятся поразить воображение читателя разными экспериментами в области формы (см. Формализм), хотя по содержанию их творчество носит чаще всего реакционный характер. Ясно, что они имеют мало общего с теми художниками, которые стояли у истоков А. и с большой убежденностью звали к революционным переменам.
Более подробно об А. второго десятилетия XX века см. в статьях Экспрессионизм, Футуризм.
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР — см. Мемуарная литература.
АВТОРИЗАЦИЯ — одобрение автором какой-либо копии своего произведения, рукописи или печатного издания (или перевода его на другой язык, произведенного каким-либо лицом). В текстологии А. служит важнейшим критерием ценности источников текста.
Свидетельством А. служат прямые заявления об этом писателя или его собственноручные пометы, участие автора в подготовке издания (например, чтение корректур) или общее одобрение текста, выраженное в письме, высказанное устно и зафиксированное в воспоминаниях современников, и т. п.
АЙТЫС — песенное состязание акынов в казахской, киргизской и каракалпакской поэзии, одна из наиболее широко распространенных традиционных форм устной народной поэзии. Песни-стихи сочиняются экспромтом и исполняются самими акынами публично, перед народом. А. в XIX веке, получивший исключительно широкое распространение в народе, представляет собой вполне законченные самостоятельные художественные произведения.
Темы, идейное содержание дореволюционных А. многообразны в зависимости от мировоззрения и поэтической индивидуальности состязающихся акынов. По форме это мог быть диалог девушки с джигитом, мужчины с женщиной, двух начинающих или, наоборот, прославленных акынов и т. д.
Жанр А. очень динамичен, требует остроумия, особой находчивости и импровизаторского мастерства. Выдающимся автором А. в советское время был казахский акын Джамбул Джабаев.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ - тип научного издания сочинений писателя. Оно подготавливается, как правило, специальными институтами Академии наук СССР: Институтом мировой литературы им. М. Горького в Москве, Институтом русской литературы (Пушкинским домом) в Ленинграде.
Текст писателя выверяется по всем доступным источникам: рукописям, авторским корректурам, авторизованным печатным изданиям. Вслед за основным текстом произведений приводится по возможности полный свод других редакций (см.) и вариантов (см.).
Важную часть академического издания составляет научный комментарий, обобщающий результаты исследования текстов. Другие элементы научно-справочного аппарата (указатели и пр.) обеспечивают удобное пользование изданием для научной работы.
А. и. может содержать все творческое наследие писателя или какую-либо его часть (стихотворения, письма). Возможно А. и. и одного произведения (напр., в академической серии «Литературные памятники»).
В А. и. представлены полные собрания сочинений А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева и других русских писателей.
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии второго десятилетия XX века. А. выделился из символизма (см.), подвергнув критике туманность и зыбкость символистского языка
А. проповедовал ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам». Название А. шло от греческого «акме» — «острие, высшая точка», что указывало на стремление А. к особо точному образу. К А. принадлежали С. Городецкий, А. Ахматова и др.
Однако реальность, к которой настойчиво стремился А., ограничивалась природой, историческими темами, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости А. отметил в своей статье «Без божества, без вдохновенья» А. Блок.