М. А. Воскресенская
Символизм как мировидение серебряного века
Социокультурные факторы формирования
общественного сознания российской
культурной элиты рубежа XIX — XX веков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Символизм в западноевропейской культуре второй
половины XIX — начала XX века
Романтическое видение мира в основании новоевропейского
символизма
Символистская трансформация романтических идей
Символизм, декаданс, модерн: к вопросу
о разграничении понятий
Глава 2.Символистское самовыражение культуры
Серебряного века в России
Символизм в культурном пространстве Серебряного века
Духовный космос русского символизма
Заключение
Список использованной литературы и источников
К истории русского символизма
Краткий словарь имен и названий
Именной указательПеревороты, происходящие в нашем мире, и сдвиги в нашем сознании суть одно и то же.
К.Г. Юнг
ВВЕДЕНИЕ
Поэт и мыслитель Серебряного века, символист Вячеслав Иванов однажды заметил: «...Историческая действительность никогда не выразит своей эпохи полнее и вернее, чем гениальные творения духа, в ней возникшие, — именно потому, что они говорят иное и большее, нежели действительность».
Серебряный век не мог не породить подобной мысли, ибо эта культурная эпоха выражала себя прежде всего эстетически.
Серебряный век — это сложное идейно-эстетическое образование, в чем-то противоречивая, но пронизанная неким единством система. Он сложился в определенных конкретно-исторических условиях, вызвавших к жизни уникальное, неповторимое миропонимание. Но вместе с тем с точки зрения культурной природы совершенно очевидна внутренняя близость Серебряного века западноевропейской романтической традиции, начало которой было положено на стыке XVIII—XIX столетий. Серебряный век, как и эпоха романтизма, содержит в себе амбивалентность изживания традиционализма и одновременного возвращения к некоторым аспектам традиционалистского духовного опыта.
Поэт и мыслитель Серебряного века, символист Вячеслав Иванов однажды заметил: «...Историческая действительность никогда не выразит своей эпохи полнее и вернее, чем гениальные творения духа, в ней возникшие, — именно потому, что они говорят иное и большее, нежели действительность».
Серебряный век не мог не породить подобной мысли, ибо эта культурная эпоха выражала себя прежде всего эстетически.
Серебряный век — это сложное идейно-эстетическое образование, в чем-то противоречивая, но пронизанная неким единством система. Он сложился в определенных конкретно-исторических условиях, вызвавших к жизни уникальное, неповторимое миропонимание. Но вместе с тем с точки зрения культурной природы совершенно очевидна внутренняя близость Серебряного века западноевропейской романтической традиции, начало которой было положено на стыке XVIII—XIX столетий. Серебряный век, как и эпоха романтизма, содержит в себе амбивалентность изживания традиционализма и одновременного возвращения к некоторым аспектам традиционалистского духовного опыта.