Главная
 
Библиотека поэзии СнегирёваЧетверг, 18.04.2024, 16:04



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

М. Л. Гаспаров


 «Грифельная ода» Мандельштама:

                               История текста и история смысла


Введение

«Грифельная ода» (1923) — заведомо одно из самых трудных произведений Мандельштама. Она не переставала привлекать внимание исследователей: по числу работ, ей посвященных, она уступает разве что «Стихам о неизвестном солдате» (Террас 1968; Сегал 1972; Седых 1978; Martinez 1974; Meijer 1982; Черашняя 1992, 44—57; Циммерлинг 1993). Во главе этих работ стои́т энциклопедия мандельштамовской поэтики — «Подступ к Мандельштаму» О. Ронена, где анализу «Грифельной оды», преимущественно со стороны контекстов и подтекстов, посвящена половина книги (Ronen 1983, 17—223).

Однако все эти работы не использовали должным образом одного драгоценного источника: сохранившихся черновых набросков «Грифельной оды». О существовании этих черновиков было известно. Частичная публикация их, очень небрежная, была сделана Дж. Бейнс еще в 1972 г. (Baines 1972). Ронен пользовался ими по «превосходной копии» Д. Сегала (Ronen 1983, ХХI). Наконец, они были подробно описаны в статье И. М. Семенко «О черновиках „Грифельной оды"», вошедшей в ее текстологическую книгу (1986, 9—35). Но у всех этих публикаций был важный недостаток. Большинство черновиков «Грифельной оды» сохранилось на разрезанных листочках, по одной-две строфы на каждом. Реконструировать по ним последовательные стадии работы не пытались ни Бейнс, ни Ронен. Семенко выделила среди них три редакции, но описала текст черновиков не в последовательности этих редакций, а в последовательности отдельных строф, каждую со своими метаморфозами. По такому описанию восстановить общую историю текста невозможно. Всё, что можно было сказать в конечном выводе, — это что Мандельштам занимается «метафоризацией метафор»: последовательным усложнением своих образов, все дальше уводящим их в разных направлениях от первоначального реального субстрата. Но как соотносятся эти направления и как они сменяют друг друга, остается нераскрытым.

Цель настоящей статьи — перечитать черновые наброски «Грифельной оды», восстановить по ним историю работы автора над последовательными редакциями текста и попытаться определить логику этой работы. И здесь, понятным образом, история текста «Оды» смыкается с историей ее смысла, образуя как бы дополнительное измерение анализа, подкрепляющее анализ Ронена.


Произведения

Статьи

друзья сайта

разное

статистика

Поиск


Snegirev Corp © 2024