В. Жирмунский
Поэзия Александра Блока
ПЕТЕРБУРГ.
1922.Настоящее издание отпечатано
в 26-ой Государственной типографии
в количестве 500 экземпляров.
Р. В. Ц.
для всех нac-тaкoй личной yтpaты, не дело объективного историка. Но по отношению к
поэзии Блока-по кpaйнeй мере для людей нашего поколения, воспитанных на Блоке,
радовавшихся и болевших его песнями - интимное и личное посвящение в его поэзию дает
сознание кaкoй то объективной и сверхличной правоты, когда словами, по необходимости
внешними и холодными, мы говорим об историческом значении его явления среди нас. В
этом отношении мы знаем больше, чем будущий историк, кoтopый подойдет извне к
пережитому нашими coвременниками, и будет расcкaзывaть "потомству" о творчестве
последнего поэта-романтика,
Чтоб по бледным заревам иcкycства
Узнали жизни гибельный пожар...
То новое и творчecкoe переживание жизни, кoтopoe определило собой развитие поэзии
Блoкa, его жизненный пyть и поэтическую миссию-было живое сознание присутствия в
мире бесконечного, божественного, чудесного. Это сознание опрашивает собой все его
поэтические переживания, придает им новый смысл, кaк бы новое измерение, необычную,
иррациональную, таинственную глубину. Жизненный путь поэта оно превращает в
религиозную трагедию, в кoтopoй кaждый новый шаг -приближает или отдаляет от
божественной цели, где за "падением" следует "возмездие", и силы небесные борются с
силами демоническими за спасение души человека. С этой религиозной точки зрения Блoк
говорит о своем жизненном пути во многих "покаянных", автобиографических стихо-
творениях последнего периода. Этим судом он судит, как поэт, свое прошлое и настоящее:
Когда осилила тревога, И он в тоске обезумел,
Он разучился славить Бога
И песни грешные запел.
Но, оторопью обуянный,
Он прозревал, и смутный рой
Былых видений, образ странный
Его преследовал порой...
...С него довольно славить Бога-
Уж он-не голос, тoлькo-cтoн...