Главная
 
Библиотека поэзии СнегирёваПятница, 29.03.2024, 02:55



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Авторы

 

Семен Кирсанов

 

Биография

 
СЕМЕН КИРСАНОВ (настоящая фамилия Кортчик) родился в 5 (18) сентября 1906 года в Одессе, в семье портного. В 1921 году окончил школу. В 1925 году окончил филологический факультет Одесского института народного образования.
 
Футурист, ученик Маяковского и Хлебникова. Участник объединения «Юго-Леф». В 1926 году переселился в Москву. Вступил в ЛЕФ. В 1935 году С. И. Кирсанов, будучи в творческой командировке, посетил Польшу, Чехословакию, Австрию и Францию. В 1939 году участвовал в походе РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом фронтовых газет, руководил группой, выпускающей «Окна ТАСС». Создал солдатский лубок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата».
 
"…можно сочинять и красивые лозунги и придумывать бесстыдно-фальшивых героев, вроде картинно-лубочного Фомы Смыслова с его приторным, псевдонародным «заветным словом», поучения которого в окопах никто, конечно, не читал, даже мы, политруки рот, стыдились знакомить с ними своих солдат".
                  Михаил Алексеев

В связи с этим на него была сочинена эпиграмма:

Поэты наши ищут бури,
Стремясь к газете фронтовой.
А он, мятежный, сидит в Пуре,
Как будто в Пуре есть покой.

В качестве специального корреспондента газеты «Труд» освещал события на Нюрнбергском процессе. В 1939—1946 годах поэт был депутатом Моссовета.

С. И. Кирсанов умер 10 декабря 1972 года от рака горла. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

 
Награды и премии
Сталинская премия третьей степени (1951) — за поэму «Макар Мазай» (1950)
орден Ленина
орден Трудового Красного Знамени
ещё один орден и медали
 
Литературной деятельностью занимается с 1920 года. Первые книги — «Прицел» (1926), «Опыты» (1927), поэма «Моя именинная» (1928). Наиболее известное раннее футуристическое стихотворение «Мэри-наездница» и «Буква эР». После разгрома русского футуризма долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой чахотки, написал лирическую поэму-исповедь «Твоя поэма» (1937).

Опубликовал свыше 40 книг стихов и поэм («Пятилетка», «Товарищ Маркс» (1933), «Золушка» (1934), «Ночь под Новый век» (1940). После войны написал поэмы «Эдем», «Александр Матросов» (1946—1949), «Небо над Родиной» (1944—1947), «Езда в Незнаемое» (1950), «Макар Мазай» (1947—1950), «Вершина» (1952—1954).

С. И. Кирсанов писал в духе социалистической эпохи, но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза писателей (1954) выступил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лирических произведениях.

В годы «хрущёвской оттепели» снова стал печататься уже как признанный мэтр поэзии. Поэма «Вершина» (1954) была подвергнута резкой критике за формализм (страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в ярость ассонансные рифмы типа «над Индией — заиндевел», хотя речь шла о штурме вершины «Пик коммунизма» советскими альпинистами. Вышли в свет «Поэма поэтов» и «Следы на песке» (популярным становится стихотворение на музыку Таривердиева «У тебя такие глаза, как у самых новых машин…») — значимые явления в русской лирике второй половины XX века. Философская поэма «Однажды завтра» (1962). Продолжал отстаивать право на словотворчество («Свояси»), навлекая на себя огонь критики и недружественные эпиграммы. «Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в приготовительном классе…». Отвечая своим критикам, поэт восклицал:

Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.
А вы меня упрекаете в неосторожности!

Публикует в журнале «Наука и жизнь» свои палиндромы. В советское время палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.

В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы «Зеркала» и «Дельфиниада». Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно остается отпечаток тех, кто смотрелся в них.

Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова «Эти летние дожди» из последнего цикла «Больничная тетрадь». Вопреки ранненигилистическим установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.

Кирсанов также много переводил Луи Арагона, Пабло Неруду, Н. Хикмета и других поэтов. Широко применял в стихах анаграмму, палиндром, словотворчество. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Р. Рождественского. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский поэт Николай Ладыгин. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике основателя метаметафоризма Кедрова. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину XX века.

"Его поэзия часто аллегорична, он связывает актуальные политические темы с философскими и историческими, комические и игровые элементы — с серьёзным замыслом".
                  Вольфганг Казак

Автор слов известной песни Леонида Утёсова «У Чёрного моря».

Произведения

Статьи

друзья сайта

разное

статистика

Поиск


Snegirev Corp © 2024